По древнему летоисчислению, 20 марта на земле Алании наступил праздник Бæлдæрæн – Новый год у осетин

ср, 20/03/2019 - 12:25
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Уже не первый год наша редакция планомерно говорит об истинном летоисчислении нашего народа. В Алании, как и в других цивилизациях древности, календарный год начинался с весеннего равноденствия (Бæлдæрæн), которое всегда приходится на начало весны и не зависит от пространных мнений составителей календарей, желаний монархов или смены политического строя. К примеру, Новый год так же в день весеннего равноденствия отмечают в Саудовской Аравии, где существует даже официальный запрет на празднование 1 января, в Иране, где вообще до сих пор ведется свое летоисчисление, не остались также в стороне народы древних цивилизаций Китая и Индии… Мы понимаем, что части нашего общества трудно в одночасье принять эту историческую действительность, поскольку за десятилетия нахождения сначала в составе царской России, а после – стране Советов, когда пока шло миссионерство по насильному внедрению в Осетии религии Христа, а после, пусть и другими методами, продолжилась работа по нивелированию национальной религии осетин, в сознании людей, а это не одно поколение, вынужденно изменилось восприятие мира и многие национальные основы были утеряны. В итоге на сегодня многие не понимают различия между национальным дзуаром и церковью, путают Уастырджы со св. Георгием, а даты национального религиозного календаря стали высчитываться, отталкиваясь от… Пасхи.

Ярким примером такой несуразицы, как раз и является праздник Бæлдæрæн, который приходится, как указывалось, на дни астрального весеннего равноденствия, а это неизменно 19, 20 или 21 марта. Так вот, еще в позапрошлом веке этот праздник пробуждения природы и фактический Новый год у алан-осетин справлялся, как и полагалось, в середине марта. Но на эти дни неизменно приходятся и дни христианского Великого поста. Могли ли осетины праздновать и ликовать, когда в царской России проходили дни христианской религиозной скорби? Конечно же, нет. Именно поэтому еще в те годы в сознании нашего народа поэтапно, но успешно было утверждено, что празднование Бæлдæрæн приходится на следующую неделю после окончания поста и празднования Пасхи... Ну а после свержения самодержавия эта позиция уже сохранилась.

Тут следует сразу пояснить, что весеннее равноденствие для многих народов является фактическим началом ново­го цикла хозяйственного календаря. И если учитывать, что наши предки в древности жили по лунному календарю, то приход Нового года как раз приходится на весну (19-21 марта) на период равноденствия, когда по всей Осетии широко и отмечался национальный праздник Бæлдæрæн. Чтобы не быть голословными, обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенного в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.): «Народная память сохранила выражение «бæлдæрæнты куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæн старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года… Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами, зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæн по сути и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот, все живое сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес, в первую очередь, понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæн зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне не верно».

Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямо пишется: «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи». И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæн бывает после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки общенационального праздника Бæлдæрæн, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.

И еще одно дополнение. Неслучайно такой персонаж осетинского пантеона как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Дед Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.

Вот такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары-бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæн, а не привязывать для удобства исчисления, как это происходило последнее столетие, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что этот праздник от­мечается в марте, когда начинается аст­рономическая весна и его главный смысл, по сути, подготовка и переход к весенним полевым работам, яв­ляется аспектом символики циклического воз­рождения, значит неизбежно и смещение (или возвращение) всего празднично-религиозного цикла нашего народа. Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но, в любом случае, нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от европейского 1 января, если того требует история, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных выше странах. Поскольку календари менялись в истории человечества не раз, а традиции должны быть незыблемы, поскольку они прошли века. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит вернуться к лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток… В любом случае, добрых дней вам и счастья в Новом, по древнему исчислению, году, наши дорогие соотечественники…

Авторство:
А.Кочиев, газета "Республика"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest