Руслан Кучиев: Стыр Ныхас работает и будет работать над духовным единством осетинского народа

чт, 04/07/2019 - 08:33
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В Южной Осетии находились руководители Международного общественного движения «Высший Совет осетин» («Стыр Ныхас») – председатель движения Руслан Кучиев и его заместитель Вячеслав Дзагоев. В программе поездки в Государство Алания были встречи с президентом Анатолием Бибиловым, представителями югоосетинского отделения «Высшего совета осетин», общественностью, журналистами. Руслан Кучиев дал интервью ИА «Рес».

- Руслан Александрович, Вы возглавляете Международное общественное движение «Высший Совет осетин» и, как видим, настроены на успешную работу с целью устранения или хотя бы ослабления тех проблем, которые стоят перед осетинским народом. Как Вы думаете, какие из них являются сегодня самыми острыми, требующими первоочередного внимания?

- В должности руководителя Стыр Ныхас я работаю почти два года. В осетинском обществе накопилось много проблем, которые можно устранить усилиями нашего Совета. Но только в том случае, если мы будем работать вместе со всем народом. Наша деятельность направлена на такую консолидацию с самого начала, с IX съезда. Эти вопросы мы рассмотрели и в прошлом году, здесь, в Цхинвале, на X съезде. Актуальность проблем на Севере и Юге несколько отличается. На Севере первоочередная проблема – это положение осетинского языка, оно критическое. Мы над этим работаем. На Юге дело с языком обстоит несколько лучше, но это не значит, что имеющиеся на Севере проблемы сюда не доберутся. Если мы пустим дела на самотек, то эти негативные явления дойдут и сюда, и это надо иметь в виду.

Кроме того, мы работаем над укреплением национальных традиций, ирон æгъдау («осетинский моральный закон»). А æгъдау сам собой не может укрепляться, он может развиваться только на прочной основе – это нравственные идеалы наших предков, осетинская идеология. Надо возродить традиции наших предков. То объединяющее начало, которое есть в обществе: совесть, честь, благородство даже в трудной жизненной ситуации, – должны стать мерилом для каждого из нас. Над этим надо работать и на Севере, и на Юге – осетинский народ должен объединить свои усилия в этой работе.

Актуальна и проблема воспитания подрастающих поколений. После разрушения Советского Союза исчезли многие ресурсы, в том числе образовательные ресурсы для обеспечения надлежащей воспитательной работы.

Раньше школа проводила основательную воспитательную работу: были комсомол, пионерия, детские организации, которые активно работали. Сейчас их нет, и надо занять эту нишу. Нужна воспитательная работа с подрастающим поколением. Вопросы воспитания очень важны. Взаимоотношения между молодежью и старшим поколением тоже важны. Потому что, если утратится связь поколений, если молодежь не будет относиться к старшим с подобающим уважением, то погибнет и ирон æгъдау, и само будущее осетинского народа окажется во мгле.

Из этих вопросов некоторые более остро стоят на Севере, а на Юге находятся в сравнительно благополучном положении. Однако это не значит, что над ними можно не работать здесь, на Юге. Мы один народ, надо работать и на Севере, и на Юге. Люди должны действовать в тесном единстве, сообща.

- Как осуществляется взаимодействие между отделениями Стыр Ныхас на Севере и на Юге Осетии?

- С самого начала мы приступили к совместной работе. Как вам известно, в прошлом году провели съезд, где состоялся хороший, содержательный разговор. Однако после этого, откровенно говоря, я не доволен дальнейшей работой. Есть проблемы, и эти проблемы необходимо устранить. Часть проблем на Юге, и, вероятно, понадобится помощь властей, потому что часто возникает необходимость в оказании помощи и словом, и в материальном отношении. Я намерен поговорить с руководством, и, если удастся устранить проблемы, то наладим связь.

- Какая работа проводится по решению перечисленных Вами проблем и насколько она эффективна, как Вам кажется? Чувствуете ли вы помощь активной части осетинского общества в этой работе и что надо для ее усиления?

- Мы постоянно встречаемся с людьми, посещаем и районы, села, общаемся там и с молодежью, и со стариками. Часто посещаем жилые корпуса городов, микрорайоны, собираем людей и обсуждаем важные вопросы. Подготовили новую книгу об осетинских обычаях, о свадебном и похоронном обрядах, сплачиваем народ между собой. Но, к сожалению, еще рано говорить о том, что нашу деятельность воспринимают все, потому что многие из наших людей не понимают, что только совместно, в сплочении мы можем спастись в эти тяжелые времена, а поодиночке мы не сможем сберечь наш æгъдау, наш язык, высокие нравственные идеалы наших предков. А без этого у народа нет будущего. Может, мы будем жить, может, будем и есть, но осетинский народ утратит те качества, те духовные сокровища, благодаря которым нас знают и уважают другие народы. Поэтому мы более основательно должны работать над своим будущим и на Севере, на Юге.

Помощь народа, конечно, ощущается. Меньше, чем хотелось бы. Между тем, и сам народ многое может сделать. Вопросы повышения уровня жизни, проведения дорог или, к слову, строительство Дома культуры – это относится к властям, а вот установление порядка в селе, уважительные отношения между людьми, чтобы старшие совещались между собой по важным вопросам, чтобы и младшие им помогали – в силах самого народа. А это возможно только, если народ будет един в своих мыслях и будет к этому стремиться.

- Как Вы оцениваете место осетинского языка в жизни Осетии и осетинского народа? В чем причина его непростого положения и какими шагами Вы рассчитываете улучшить ситуацию? И что думаете о новых билингвальных учебных программах, которые разработаны в Южной Осетии?

- Осетинский язык является нашим генетическим кодом. Без него у нас жизни нет, без него у нас будущего нет. Тот, кто этого не понимает, совершает большую ошибку.

Василий Абаев сказал, что, когда умирает язык, то исчезает и народ. Об этом же говорили и говорят многие другие ученые и не только ученые.

Но сегодня мне с сожалением приходится констатировать, и, в особенности, это касается Севера, что многие не понимают важности сохранения родного языка, не понимают, какое место он должен занимать в нашей жизни. И сейчас, к сожалению, в жилых микрорайонах, среди многоэтажных корпусов дети все разговаривают между собой на других языках. Когда эти дети вырастут, займут руководящие посты в различных сферах, то в каком положении мы окажемся, каким народом мы станем, какой нацией?

Недавно кто-то написал, что, если мы не будем ничем отличаться от жителей какого-нибудь другого региона России – ни языком, ни обычаями, – то сколько угодно бей себя в грудь, что «мы осетины, потомки алан!», – осетинами мы уже не будем. По каким критериям мы аланы? Над этим надо глубоко задуматься и основательно работать.

Мы живем в соответствии с законами и конституцией России и не можем самостоятельно устанавливать количество часов родного языка и литературы. В неделю один час на язык, два часа – на литературу, и мы не можем увеличить эти цифры, потому что обязаны следовать федеральным стандартам. Однако, да благословит Бог Вячеслава Битарова, он старается в рамках российской конституции делать все возможное для сохранения и развития языка. И он не один, мы тоже вместе с ним, поддерживаем его, так как образовательные вопросы можно решать и по-другому.
Например, два года назад во Владикавказе появилась Аланская гимназия. В этой гимназии дети в первые три года все предметы изучают на осетинском языке. С четвертого класса половина предметов изучается на осетинском, половина – на русском, а уже с пятого класса – все на русском, как и в других средних учебных заведениях.

По-моему, полилингвальное обучение очень полезно, оно оправдало себя в наших условиях, и мы всегда об этом говорим и во Владикавказе, и в других местах. Конечно, открытие таких школ сопряжено с материальными затратами, однако, как показала сама жизнь, польза от них гораздо больше, чем имеющиеся затраты.
Было бы хорошо распространить это опыт и на Южную Осетию.

И в Южной Осетии надо крепко держаться за изучение осетинского языка, чтобы выходцы из Южной Осетии и на Севере встали рядом с нами и помогали нам.

Особого внимания заслуживают детские сады. Ребенок дома разговаривает на осетинском, начинает ходить в садик и через два месяца отходит от родного. Мы настаиваем, чтобы в каждом детсаде была группа осетинского языка, желающие родители должны иметь возможность отдать своего ребенка в эту группу недалеко от дома.

Думаю, что в этих вопросах Стыр Ныхас и государство должны сотрудничать между собой.

- Как Стыр Ныхас относится к вопросу политического объединения осетинского народа в рамках одного государства? Что бы Вы ответили тем людям, которые выступают против единства осетинского народа?

- Мы и в прошлом году обсуждали этот вопрос на съезде. Я тогда сказал, что вопрос политического объединения (снятие границ, таможен и т.д.) мы должны оставить политикам, пусть они обсуждают и решают, согласуя с условиями, требованиями времени, с интересами России, – они лучше справятся с этим вопросом. Но для меня важно всегда духовное и культурное единство нашего народа. Политическое разделение не означает, что народ должен быть разобщен. Если мы будем едины духом и мыслями, если наши праздники, наши радостные и траурные дни будут едины, если мы будем рядом друг с другом, то это и есть единство, и тогда внешний враг с нами не совладает.

Люди сами, каждым своим словом, делом, каждой своей мыслью должны показывать, что они один народ. Вот это будет настоящее единство. А вот политическое единство каждый представляет по-своему, и я говорю: оставим его политикам, и пусть они его решают.

А Стыр Ныхас работает и будет работать именно над духовным единством осетинского народа. Единый дух, единое мировоззрение, единые душевные устремления.

Объединить народ, прежде всего, можно на основе традиции, æгъдау. Ни политика, ни религия, ни богатство, к сожалению, не смогут объединить наш народ. Это можно сделать только на основе нашего ирон æгъдау.
Если у нас будет единый фундамент на основе ирон æгъдау, то на нём мы сможем построить наш общий дом.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest