Переименование Республики. Дело, не терпящее промедления

вт, 02/02/2016 - 16:53
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

По поручению Президента Леонида Тибилова Председатель Правительства Доменти Кулумбегов в конце минувшей недели провел совещание с участием членов Правительства, представителей политических и научных кругов, юристов Республики.

Главной темой, вынесенной на обсуждение, стала инициатива Президента по дополнению названия «Республики Южная Осетия» понятием «Алания». Напомним, что впервые она прозвучала на итоговой конференции 29 декабря 2015 года, в вопросе журналиста нашей газеты, единственного издания в стране, которое последовательно, на протяжении нескольких лет ставило вопрос о необходимости переименования и отказа от чуждого названия. Президент отметил, что необходимо отвечать вызовам времени и не допускать искажения исторических фактов со стороны кого бы то ни было, и предложил вернуть государству название, отражающее научно доказанную принадлежность к аланской истории. Президент подчеркнул при этом, что осетины, как единый народ, стремящийся к воссоединению, должны быть солидарны в этом вопросе.

Открывая совещание, Доменти Кулумбегов отметил, что прозвучавшая идея главы государства нашла понимание общественности Республики, и теперь настал черед конкретных шагов в этом направлении. «Идея главы государства о восстановлении исторической справедливости и возвращения в название Республики понятия «Алания», так как осетины являются генетическими потомками алан, назрела давно. И сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить с участием историков, филологов, юристов возможные варианты будущего названия Республики», – сказал Председатель Правительства.

В ходе обмена мнениями прозвучало несколько вариантов названия, каждый из которых имел исторически аргументированное обоснование: «Республика Южная Осетия – Алания», «Республика Алания» и др. Было заострено внимание на необходимости ведения аргументированного диалога представителей отечественного научного сообщества на открытых площадках, в СМИ об этнической истории осетин в противовес набравшим силу негативным тенденциям по ее искажению.

Для работы над вопросами популяризации истории осетин было высказано предложение создать рабочую группу под эгидой Правительства, состоящую из филологов, историков, археологов и политологов. Выработанные по результатам обсуждения предложения будут представлены на рассмотрение руководству Республики. Как подчеркнул Д. Кулумбегов в ходе встречи, к реализации мероприятий по внесению изменений в наименование Республики необходимо приступить как можно быстрее.

То, что затягивать с процедурными вопросами действительно не стоит, однозначно. Процедура переименования следующая: выносится инициатива о проведении референдума по новой редакции Конституции РЮО, так как изменение названия страны требует изменений в каждой статье основного закона. А подобные изменения происходят посредством референдума. И одновременно отдельным пунктом граждане голосуют за название Республики.

Когда в Северной Осетии встал вопрос переименования, то предполагалось сразу же утвердить название «Алания». Тогда это не было сделано по инициативе юго-осетинских представителей, так как отсутствие приставки «Республика Северная Осетия», приведет к тому, что понятие «Республика Южная Осетия» нивелируется. Действительно, если нет севера, то нет и юга. Поэтому во Владикавказе решили оставить форму «Республика Северная Осетия-Алания».

К необходимости ведения аргументированного диалога. На днях в интернете состоялся заочный спор по вопросупринадлежности исторического бренда «Алания» между осетинскими и ингушскими представителями исторической науки. Осетинская позиция, основанная на исторической науке известна давно. Но все больше сюрпризов преподносят ингушские ученые. Так, ингушский краевед, специалист по топонимике Магомед Гандаров не только в категоричной форме указал на правопреемственность современной столицы Ингушетии города Магас с одноименным аланским городом средневековья, но и назвал Южную Осетию центром формирования ингушского народа. По мнению М. Гандарова население юга Осетии и говорило на ингушском языке, и памятники архитектуры здесь сплошь ингушские. Маразм крепчал, одним словом. Интересно, что по этому поводу думают грузинские коллеги ингушских историков, которые также называют земли Южной Осетии своими исконными. Тесно, видимо, этим обоим народам в своих узких рамках, вот и пытаются прибрать славную историю соседних народов.

В своих умозаключениях М.Гандаров ссылается на «многие факты и исследования в конце ХХ века». Но уж нам-то известно, какие псевдонаучные теории появились именно в конце XX века. В основе каждой из них переписывание истории. Еще один любопытный пассаж ингушского краеведа, оказывается, вопрос принадлежности осетин к аланам был результатом преднамеренной политики российских властей: «Мнение о том, что именно осетины являются единственными наследниками аланов закрепилось не без помощи официальных властных структур царской России». Хотя непонятно, в чем была необходимость для царской администрации на Кавказе «приписывать» осетин к аланам? Во-первых, тогда бы изначально не меняли название народа на грузинскую транскрипцию «осетин». Во-вторых, если бы их объявили славянами, тогда было бы оправдано намерение таким образом утвердить российское влияние в регионе. Интересно другое, по мнению ингушских ученых «осетин-алан» создала царская Россия, а по бытующему мнению грузинских историков «Южную Осетию» создали большевики. Не кажется ли вам такая синхронность симптоматичной? Как говорится, вы уж разберитесь между собой.

Ингуши и чеченцы издревле составляли одну общность, которая занимала историческую область Дзурдзукети, находившуюся в приграничье с Аланией. Об этом свидетельствуют и карты древности, авторами которых не являются ни российские, ни осетинские историки и картографы. Так, на немецких картах, опубликованных на страницах журнала «Этника» Алания, которую населяли предки осетин, всегда обособлена от Дзурдзукети, где обитали предки ингушей и чеченцев. И карты эти составлены на основании древних исторических хроник и свидетельств, а не на основании исследований XX века. Хотим обратить внимание на важную деталь, на картах в составе Алании обозначена и территория современной Южной Осетии.

Впрочем, справедливости ради надо признаться, что ингуши все же имеют отношение к аланам и Алании. В определенный момент времени территория Дзурдзукети входила в состав общего с аланами государства. Некоторые авторы относят ингушей к аланам, но это обоснованно, если полагать, что в составе ингушского этноса есть и ассимилированные осетины. Это все. Других зацепок нет.

Но вернемся к названию «Алания» в современном контексте. Как показывает настрой власти и общества – переименование неизбежно. Это подтверждает и оживленная дискуссия в осетинском социуме. Руслан Бзаров, историк-кавказовед, специалист по скифо-сарматской и аланской истории и культуре дал развернутое изложение своего отношения к перемене наименования «Южная Осетия» в «Алания». Оно настолько обстоятельно, что мы приводим его полностью: «Я считаю, что это давно назревшее, абсолютно естественное и мною лично спрогнозированное лет 30 назад возвращение к истокам, естественному – не временному, возникшему на основе исторических случайностей названию Осетии. Потому что люди, которые планировали присоединить Осетию к России как с осетинской, так и с российской стороны, не подозревали, что эта страна, территория, народ будут называться Осетией и осетинами – это возникло в определенных обстоятельствах в связи с тем, что Алания по-грузински называется «Осети», а аланы – «оси», и сегодня, и две тысячи лет назад совершенно одинаково. И эта грузинская традиция была перенесена в русскую официальную практику, поскольку грузинские эмигранты в России, работавшие в российской администрации в качестве переводчиков, бывшие на службе штатские и военные чины, – все они хорошо известны по именам, документы прекрасно сохранились, часть их опубликована. Эти люди выполняют свои должностные обязанности, и на географический вопрос, как называется эта страна, называли ее, естественно, тем названием, которое знали – Осети. Если бы это были кабардинцы, то они назвали бы кабардинское название. К тому же летописное старое русское название – «ясы» к XVIII веку забылось вместе с летописями.

В итоге некоторый перенабор исторических обстоятельств привел к тому, что два с половиной века назад это название вошло в русский, а поскольку Осетия присоединилась к России и стала частью ее территории, из русского – во все остальные языки, как это и принято в цивилизованном обществе. Понятно, что это не могло продолжаться нескончаемо долго. Это слово, не будучи словом русского языка, не совпадая ни с русскими, ни с европейскими, ни с арабскими и другими восточными наименованиями этой страны в предшествующие периоды, не являясь словом осетинского языка, хотя, конечно, слово аланского (или осетинского) языка лежит в основе всех этих ясов, ос-аланцев – это тоже факт лингвистики. И вообще, все эти исторические обстоятельства хорошо описаны европейской наукой – это очень важно подчеркнуть, потому что это все произошло на рубеже XVIII-IX веков, когда Ян Потоцкий, Август Миллер, Юлиус Клапрот и целая череда других со столь же громкими европейскими именами ученых мужей ответили на все эти вопросы: кто как называется, что это за народы, где аланы и т.д.

Соответственно, ожидать, что после тех исторических перипетий и испытаний, которые Южная и Северная Осетия пережили в последние 30 лет, не встанет вопрос о пересмотре, в том числе и этого «случайного» названия, очень наивно. Поэтому я никогда не скрывал своего твердого убеждения, что все временное сменяется постоянным, все когда-то имеет свой конец, но длина этих путей разная. Слово «аланы» тоже есть форма очень древнего, совершенно ясного этнокультурного сообщества, но победившая две тысячи лет назад. В этом смысле, как бы ни прореагировало общество, какие бы не были результаты дискуссии (а она уже идет в экспертных кругах и общественных формированиях Северной Осетии по поводу названия республики Северная Осетия-Алания), сегодня к вечеру, завтра утром, через неделю или месяц – нет ни малейшего сомнения, что слово «Осетия» и название народа «осетины» доживают последние дни, недели, месяцы. При этом оно, конечно, никогда не будет отправлено на свалку истории. Это названия достойные, исторические, с ними народ прожил уже два с половиной века, и, конечно, они будут на почетном месте вместе с остальными названиями других народов и стран».

Понятно, что утвердить наименование «Алания» само по себе простое решение. А после предстоит сделать уже немало в дополнение этого решения. И тут главное убрать мнимый, в данном случае неуместный, консерватизм и принять окончательное и бесповоротное решение по переименованию. Причем по переименованию без двойного, на наш взгляд, ненужного переходного названия «Осетия – Алания», а напрямую «Алания». Во-первых, потому, что с аналогией с севером Осетии мы сильно опоздали. Во-вторых, на севере также уже подумывают избавиться от пришлого слова. И что тогда, мы снова, еще раз, будем менять всю документацию, печати, вывески, атрибутику и т.д.? Да и как у нас в подобном случае будет называться, скажем, ЮОГУ или ЮОНИИ? ЮОАГУ и ЮОАНИИ? А нация осетин-алан?.. Мы стоим перед историческим решением. И это, честно говоря, здорово. Да, предстоит долгая и кропотливая работа, в том числе и в международной договорной сфере правопреемственность Алании от Южной Осетии, с чем, думается, проблем не будет. Да, нужны дополнительные финансовые средства, но этот вопрос в данном случае также не должен стать аргументом в затягивании принятия решения по переименованию. Именно на наше время пришла миссия возвращения исконного исторического названия нашей стране и ее жителям. Восстановления справедливости.Восстановления, в какой-то мере, идеологии.Восстановления политико-географического названия. Некоторые скажут еще и имперских амбиций. Возможно. Потому что впоследствии одной из основ идеологии должно стать возвращение исконных национальных территорий, отнятых в разные эпохи (царская Россия, Советский Союз) по простому распоряжению сверху. На этот процесс как и с долгожданным ныне возвращением названия – Алания, возможно, тоже уйдет далеко не одно десятилетие. Но ведь и этот вопрос у нашего народа никогда не снимался с повестки дня…

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest