Вечера органной музыки и любимые ученики в жизни скрипачки Кетеван Котоловой

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

13 декабря отмечается Всемирный день скрипки

«Музыкальный инструмент будет тебя кормить всю жизнь!», – слова моей мамы оказались пророческими в моей судьбе и в выборе профессии», – говорит учитель скрипки второй музыкальной школы, заслуженный педагог Южной Осетии Кетеван Котолова.

Она ни разу не пожалела, что много лет назад ее мама – педагог по профессии – привела ее в музыкальную школу, и пройдя испытания на отлично, она оказалась в классе скрипки.

«В те годы было в приоритете, чтобы ребенок учился в музыкальной школе. Помню, в первый раз в музыкальной школе я оказалась вместе с мамой. Она приняла решение, чтобы все ее дети учились музыке. В первой музыкальной школе были большие, тяжелые деревянные двери. Мы пришли с мамой сдавать вступительные испытания по музыке. И, когда дверь закрылась, я испугалась, и вместе с тем растерялась – где я оказалась», – вспоминает свой первый день в стенах музшколы Кетеван Иналовна.

Конкурс был достаточно большим. На одно место бывало по несколько десятков претендентов. И, несмотря на то, что экзамены проходили со всей строгостью, и даже поговаривали, что в музыкальную школу можно устроиться только по блату, она достойно сдала экзамены и стала ученицей скрипичного класса. С тех пор она практически не расстается со своей любимой скрипкой.

Увлекательный мир камерного оркестра

В семье Котоловых все дети занимались музыкой. Кетеван и младшая сестра – скрипачки, старшая – пианист. Она с теплотой вспоминает, как вместе они подготавливали небольшие концертные программы и выступали перед родными.

«Наверное, эти моменты самые счастливые в жизни человека. И мы часто вспоминаем их вместе с сестрами. Помню, в седьмом классе я хотела оставить музыку. Выступая на одном концерте, я от волнения взяла не точную ноту, а на скрипке фальшь слышна страшно. И педагог, чтобы скоординировать меня на правильную игру незаметно ударила меня по руке. В этот момент смычок выпал из руки. Я очень испугалась и даже перестала ходить на уроки музыки. А седьмой класс – это выпускной», – рассказывает учитель скрипки.

Дома она, конечно, об этом инциденте не рассказала. Выходила из дома со скрипкой и гуляла по улицам города. Не пришла на один урок, потом на второй. И, когда она пропустила уже третий урок, преподаватель заволновалась и позвонила ее маме. А в планах у Кетеван было и поступление в музыкальное училище.

«Мама, будучи педагогом, очень мягко и тактично поговорила со мной. Она сказала, что скрипка – это мой кусок хлеба в будущем. Так и получилось. Благодаря маме я успешно закончила пока музыкальную школу, а после – училище», – говорит она.

В то время в Юго-Осетинской автономной области функционировал камерный оркестр под управлением дирижера Леонида Чехоева. И ее, студентку первого курса, взяли в этот оркестр. Так она оказалась в большой семье профессиональных музыкантов.

«Я была самой младшей в оркестре, и ко мне все относились с огромной любовью и теплом. Камерный оркестр был большой дружной семьей. Годы работы в оркестре – самые интересные в моей жизни. К нам приезжали известные музыканты, и мы проводили совместные вечера органной музыки. Это дорогого стоило», – вспоминает скрипачка.

В репертуаре музыкантов была современная, классическая, осетинская музыка, подыгрывали певцам и т.д. Музыкальная жизнь была очень насыщенной и увлекательной.

Работа с детьми

Кетеван Котолова помнит всех учеников, каждый занимает в ее сердце особое место. По ее словам, последние годы идет тенденция к популяризации скрипки, и это направление ей очень нравится. Музыкант вспоминает, что в военные годы наблюдался некий спад, но сегодня картина кардинально меняется.

«Стаж работы у меня солидный: начала свою трудовую деятельность 36 лет назад. Педагогической деятельностью занимаюсь 26 лет. За эти годы у меня было очень много учеников, сегодня их 16. Однако желающих играть на скрипке еще больше, даже мальчики начали ходить. Помню, несколько лет назад у меня было очень много учеников, ни одного свободного места не было. Ко мне пришли ученик шестого класса с отцом. Обычно мы принимаем в музыкальную школу со второго или третьего класса. Я не смогла его взять на тот момент, но они оставили номер телефона, а вдруг повезет», – вспоминает Кетеван Котолова.

Так и получилось. Появилось одно место, и она позвонила им. Для Гамлета Багаева, как выяснилось после, этот день стал самым счастливым в его жизни. Об этом сообщила спустя несколько месяцев мать Гамлета.

«Сегодня у меня пять мальчиков, – радостно говорит педагог. – Я очень люблю своих учеников. Они все прекрасны и талантливы. А Радим Тегкаев приезжает из села Хетагурово, ни разу не пропустил урок. Его привозит отец, ждет, когда закончится урок и забирает его обратно. Тегкаев будет поступать в музыкальное училище во Владикавказе. Я им горжусь. Еще один ученик – Арсамаг Джиоев – начал ходить в музыкальную школу еще с садика».

Кетеван Иналовна очень любила играть в оркестре. Именно потому она часто собирает своих учеников разного возраста, и они вместе играют оркестром. Скрипачка с особой теплотой рассказывает о каждом ученике и уверенна, что ими еще будут гордиться: «В год музыкальная школа проводит несколько концертов, и мои скрипачи всегда принимают в них участие. Для меня каждое их выступление – это огромный заряд положительной энергии и беспредельная гордость за них. Мои ученики всегда принимают участие в республиканских конкурсах, сегодня готовимся к участию в конкурсе имени известного осетинского и российского композитора, пианиста, дирижера Феликса Алборова».

Интересные факты

Первые скрипки появились в девятом веке. Они, конечно, не были похожи на современные скрипки, но были струнные. Были также вариации, включая арабский ребак, средневековую скрипку и другие виды переносных струнных инструментов. Есть свидетельства того, что тюрки и монгольские всадники из Внутренней Азии были первыми в мире скрипачами, игравшими на двухструнном вертикальном инструменте, смычок которого был сделан из конского волоса.

Первая скрипка появились в 1555 году. Итальянский скрипач Андреа Амати изготовил самую раннюю задокументированную четырехструнную скрипку. В 1626 Людовик XIII создал скрипичный оркестр. Его оркестр «24 королевских скрипки» стал королевской сенсацией и поднял авторитет этого захватывающего инструмента.

В 2008 британский скрипач Бен Ли установил рекорд по скоростному исполнению композиции «Шмель»: он почти уложился в минуту.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest