ПОРТРЕТ С ПРИСТРАСТИЕМ, ИЛИ "И НАМ ЛИЦО ЕГО ОТКРЫЛОСЬ"

чт, 04/08/2005 - 12:56
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Более десяти лет в рамках СКК длится политическая эстафета под названием "урегулирование грузино-осетинского конфликта". Но если в легкоатлетической эстафете участвует несколько спортсменов, то в нашем политзабеге участвует, как ни странно, одна команда. Это сборная Грузии по политиканству, до сих пор не осознав, что урегулирование т.н. конфликта состоялось, причем де-юре в гордом одиночестве верстает круги. Южная Осетия, равно как и Абхазия, обрела государственный суверенитет и в соответствии с международным правом определила свой политический статус, став субъектом международного права.
Тем не менее, эстафета по гипотетическому урегулированию бьет все рекорды по отсутствию здравомыслия. В начале 2004 г. Ираклия Мачавариани на посту главы СКК от Грузии сменил другой "бегун". Нелишне вспомнить, что каскады политических эскапад Мачавариани достойны отображения в наставлениях по актерскому мастерству, но вовсе не дипломатии и конструктивному ведению диалогов. Так, на заседании СКК в 2003 г. в Гори обсуждалась деятельность ССПМ, и когда жар обсуждения спал, неугомонный Мачавариани вновь разжег тему, да так, что вспомнились строчки из "Золотого теленка": "Неопытный Паниковский развел такой большой костер, что казалось - горит целая деревня". Мачавариани потушил костер бензином стойкими и героическими воспоминаниями о том, что его автомашину остановил в Цхинвале ночью неопознанный БТР и проверил документы. Мол, куда смотрят миротворцы? Вообще-то, останавливают и проверяют документы люди, а не железные машины. Во-вторых, Южная Осетия правомочна иметь блок силовых министерств, со всеми вытекающими последствиями. Ну и, в-третьих, что это за неопознанная техника, если она была классифицирована самим Мачавариани как БТР?

Не менее красноречив наследник Мачавариани кинорежиссер Хаиндрава. Газета "ЮО" уже сообщала о журналистских тренингах, прошедших под эгидой международных организаций, где участвовали журналисты двух стран - Южной Осетии и Грузии. на церемонии закрытия и вручения сертификатов присутствовали иностранные дипломаты, а также глава грузинской части СКК Георгий Хаиндрава. Пользуясь удобным случаем, югоосетинские журналисты учинили ему допрос с пристрастием, к сожалению, и в силу причин, связанных с психоэмоциональным состоянием госминистра во время ответов на вопросы, запись не прошла по телевидению. Перекрестный допрос позволил журналистам провести глубинную препарацию и трепанацию политко-правовых и международных знаний госминистра, в которых, судя по ответам, подобно джинну в бутылке, сидит и мечтает вырваться на свободу душок национализма и выдает в их хранителе патологическую ненависть к международному праву.

В романе "Золотой теленок" бесподобно описывается эпизод, когда Бендер попал в толпу стариков в белых пикейных жилетах, в пожелтевших накрахмаленных воротничках, откуда поднимались волосатые куриные шеи. Это люди старого порядка - маклеры, выжившие из ума бухгалтеры и другая шушера. Все события в мире старики рассматривали сквозь призму объявления Черноморска открытым и вольным городом. Им, как в старые времена, вечно хотелось покупать и продавать. А потому свято верили, что европейские политики Бенеш, Бриан, Гинден-бург, Сноуден, Чемберлен и Макдональд не забудут пикейных жилетов и непременно объявят в новой пан-Европе Черноморск открытым городом. По убеждению "жилетов", открытие Черноморска и есть условие для строительства пан-Европы. Вот они и будут продавать, покупать. Ни во что другое старики не верили. Этот эпизод как две капли воды схож с умонастроениями грузинских политиков, которые судят о мире и международном праве в русле "пикейных жилетов", превратив эту недосягаемую для них науку в предмет купли-продажи. Ведь им очень хочется покупать и продавать малые народы, территории. В числе таковых - Георгий Хаиндрава, впереди которого семимильными шагами шагает слава мэтра кинематографии.

В истории Грузии он не первый, кто с актерской площадки забрел в большую политику. Как правило, люди искусства идут в политику после окончательного кризиса жанра, застоя и регресса, который наблюдался у шарадиста Синицкого в том же романе, пятьдесят лет сочинявшего ребусы и шарады. За этой время он не вырвался за ограниченные рамки сознания и безнадежно отстал от жизни. Раньше Хаиндрава в политику ушел Эльдар Шенгелая, перед уходом "громко хлопнувший дверью" съемкой первого грузинского порнографического фильма "Любовь в виноградной лозе".

Слава Хаиндрава-режиссера меркнет перед славой Хаиндрава-политика. Давая интервью, он пытался излучить человеколюбие, но куда больше от него прело политиканствующей военщиной.

Вкрадчивая любезность, с которой госминистр "заботился" о судьбах осетин и сольная международно-правовая эквилибристика превратили его тираду в идейную белиберду. Завершилось красноречивое словоизлияние высокоидейным стриптизом, обнажившем отсутствие у ритора даже зачатков познаний в основах международного права.

Начиналось все прозаично, с темы Батумской конференции, где Саакашвили озвучил "мирные инициативы". Со слов Хаиндрава, "неразумно и безответственно отказываться от предлагаемого в Батуми". Он не усомнился в том, что население Южной Осетии благосклонно отнеслось к батумским инициативам и упрекнул руководство республики, которое говорит за свой народ, не давая ему шанса ощутить прелести батумских коврижек. "Почему всегда говорят за других, за народ - это инструкция!",- надрывался Хаиндрава. "Когда-нибудь осетины спросят со своего руководства и будут его упрекать за то, что не выслушали предложения грузинской стороны",- развивал он тему. Уверенность в благосклонности осетин к предложениям правительства Грузии он почерпнул, с его слов, на основе собственных наблюдений. Однако другие наблюдения показывают презрение и нижайший авторитет госминистра даже в селах РЮО с преимущественно грузинским населением, где недавно была предпринята попытка физического устранения режиссера.

Не нарушая устоявшейся в Грузии традиции, Хаиндрава тоже прибег к затертому политическому штампу, согласно которому Южную Осетию держат 15-20 человек - окружение президента, а простой народ, "стонущий под диктатурой и тоталитаризмом", мечтает о райской жизни в Грузии.

Посокрушался Хаиндрава по поводу отсутствия оппозиции и свободы слова в Южной Осетии. Что-то подобное, если не копия, было в истории человечества, когда в 1979-х годах составной частью агрессивного курса США стала пресловутая кампания по "защите прав человека". А Картер говорил с трибуны ООН, что "США принадлежит истинно историческое право отождествлять себя с этим процессом".

В пример Хаиндрава приводил грузинскую оппозицию, которая по всем признакам классифицируется как охлократия (власть толпы), регулярно изгоняющая избранных ею президентов устраивающая пышную интронизацию новых властителей. В отличие от некоторых стран, осетины никогда не страдали поклонением перед властителями, но и анархию, несмотря на частичное непризнание понятия "подчинение", устраивать в государстве не намерены. Поддержкой оппозиции грузинская сторона пытается обратить мечи нашего государства не в сторону врага, а друг против друга, стараясь сокрушить республику внутренними раздорами. Что касается охлократии, то когда кто-то незаконно присваивает себе сласть, правосудию достаточно признать ее, чтобы она стала законной, то есть превратилась в плутократию.

Финал интервью запомнился безнравственным толкованием международного права, когда на вопрос о том, что же он думает о праве народов на самоопределение, Хаиндрава ответил, что "оно действует только тогда, когда и у другой нации есть это права. Я не отрицаю равноправие народов и наций, но+",- на этом багаж знаний международно-правовых норм госминистра исчерпался. К счастью, глумление над международным правом уездным любителем кинематографа не меняет монолита содержания и смысла Устава ООН, основного программного документа международного права. Пункт 2 ст. 1 Устава ООН гласит: "Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и равноправия и самоопределения народов". Правовым же основанием изменения территориальной целостности является право народов на самоопределение. И вопрос в том, что не Россия нарушает целостность Грузии, а Южная Осетия и Абхазия справедливо требуют признания суверенитета двух республик мировым сообществом. Однако чувство справедливости, возведенное в культ в Грузии в 1990 г., когда она отстаивала свои интересы при выходе из СССР, замолчало, как только дело коснулось прав других народов.

Как известно, люди искусства, в частности, режиссеры и писатели, живут в вымышленном мире. Чувство собственной неполноценности,- незнатное происхождение, удары судьбы, необеспеченность и т.д., - компенсируется в творчестве, где такие люди мстят врагам, предаются мечтаниям, создают утопии и описывают то, чего им не удалось достичь в обыденной жизни. Создавая картины, романы и утопические фильмы, они изображают свой мир, мировой порядок, в котором хотели бы жить. И неспособность создать такую идиллию в реальности компенсируют фантасмагорическими "шедеврами". Грузия в неснятом фильме Хаиндрава и Грузия в реальности - две несопоставимые вещи. И все старания снять кассовый фильм о химерической территориальной целостности Грузии обречены на зрительский провал. За такую картину политиканствующего режиссера уж точно не пригласят в Голливуд. Он вам только снится, Георгий Леванович.

В упомянутом интервью Хаиндрава подтвердил истину, что не всегда служители искусства следуют идеалам гуманности и человеколюбия. Говоря о "неразумности и безответственности" отказа от батумских инициатив, он угрожающе добавил: "Вы должны знать, что ситуация в Цхинвальском регионе зависит от правительства Грузии". По сути, это недвусмысленный намек-угроза на желательность принятия условий Грузии. А затем ненависть ко всему русскому зло бросил: " Вот когда у вас в правительстве все будут русские, вы увидите, что с вами будет". И уже уходя, по-отечески "напутствовал" журналистов: "Врать не надо, придется отвечать".

Не нужно угрожать, Георгий Леванович, пока вас не вызвал на беседу гаагский прокурор!

Александр КЕЛЕХСАЕВ

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest