В горах Осетии и сегодня еще можно увидеть небольшие склепы – «заппадз». Они обычно расположены вблизи селений и представляют собой небольшие постройки, сложенные из камня. Склепы служили фамильными усыпальницами, в которых осетины, подобно некоторым народам Кавказа, хоронили своих умерших. Это была древняя традиция, сохранившаяся до начала ХХ века.
В Южной Осетии встречаются т.н. полуподземные склепы. Такие склепы находятся частично под земляной насыпью или в склоне горы. Особо выделяется поэтому двухъярусный склеп, находящийся в Челиатском ущелье Дзауского района. Это архитектурное строение древности по сложности постройки аналогично сооружению боевой башни. Такой тип усыпальниц требовал при строительстве большого мастерства и встречается на Кавказе очень редко.
Каждый род имел свой склеп. Родовой склеп наряду с боевой башней был своеобразной визитной карточкой в обществе. Поэтому всякий уважающий себя осетинский род старался построить себе склеп. В результате этого образовывались целые городки из склепов. Такие «города мертвых» можно сегодня встретить у сел Даргавс, Донифарс, Дзгрис в Северной Осетии. В склепах покоился прах многих поколений. А если род прекращался, и в нем не оставалось продолжателей, вход в склеп заваливали мельничным жерновом. Это было знаком того, что род владельцев данного склепа прекратил свое существование. Подобный обычай существовал со времен аланской эпохи, о чем свидетельствуют мельничные жернова закрывающие вход в некоторые погребения.
Не раз Осетию посещали страшные эпидемии чумы, холеры. В то время практически не существовало никаких действенных средств против этих болезней. Тысячи людей погибали, пустели села и целые ущелья. Чтобы не дать эпидемии распространяться, старались по возможности изолировать больных людей от здоровых. Поэтому если кто-либо из членов семьи заболевал, то он должен был отправиться в фамильный склеп и ждать там своей смерти. В старину осетинские семьи насчитывали 20-50 человек, и никто не хотел ставить жизнь своих родных под угрозу. Бывало так, что болезнь поражала сразу всю семью. Тогда люди перебирались жить в склеп – в ожидании смерти. Они знали, что обречены и похоронить их будет уже некому. Так проходили дни прежде чем смерть настигала свои жертвы.
Большей частью в склепах хоронили в одежде, без гробов. До усыпальницы умерших несли на специальных носилках. А в самом склепе укладывали на продольные полки, устроенные в два и более ряда. Со временем старые костяки складывали в специальную камеру в нижней части склепа. Находясь в сухом и достаточно вентилируемом помещении, тела умерших высыхали и долгое время сохраняли человеческий облик.
В египетских пирамидах, например, мумии фараонов сохранялись в течение тысячи лет. Основная причина этого – специальная обработка тела (бальзамирование), которая предохраняла его от разложений. Но не все, очевидно, знают, что немалую роль сыграли и сами пирамиды, вернее их конструкция, которая определила внутренний микроклимат. В пирамидах и сегодня находят тела забредших туда животных (кошки, собаки), которые погибли там, заблудившись. И что удивительно, они не разложились, а просто мумифицировались под воздействием микроклимата внутри пирамид. Между тем и в склепах Южной Осетии и сейчас можно увидеть мумифицированные части человеческого тела, хотя люди умерли 100-200 лет назад. Значит, осетинские мастера использовали определенную технологию строительства склепов, которая в сочетании с сухим горным воздухом позволяла добиться эффекта египетских пирамид. При строительстве, очевидно, учитывалось месторасположение склепа, устройство системы вентиляции, подбор материалов и т.д.
В некоторых осетинских склепах покойники уложены в деревянные колоды, по своей форме напоминающие лодки. Интересно отметить, что обычай класть в лодки своих умерших существовал у славянских и многих других народов. Большие лодки были найдены и в пирамидах египетских фараонов. Многие, очевидно, удивятся, откуда, мол, у осетин представления о лодках, ведь по горным рекам плавать на них невозможно. Но не надо забывать, что наши предки – скифы, сарматы и аланы – жили на берегах Черного моря и больших рек. И память об этом сохранилась с течением веков.
В старину хоронить покойников в земле считалось недопустимым. Люди верили, что умершие еще смогут воскреснуть и когда это случится, то из земли они не смогут подняться. Очевидно, поэтому осетины строили для своих покойников дома-склепы и старались сделать так, чтобы у них дольше сохранялся человеческий облик. Ту же цель преследовали и строители египетских пирамид. Однако, если в Египте это делалось ради нескольких избранных людей, то в Осетии это была привилегия всего населения.
Юго-осетинская газета «Республика»