Художественное искусство Южной Осетии во все времена изобиловало множеством ярких и неповторимых талантов, которые, без сомнения, всегда умели создавать атмосферу величественной красоты и высокой духовности осетинской культуры в целом. Одним из ярких представителей плеяды осетинских художников старшего поколения можно по п раву назвать Мурата Гавриловича Шавлохова - члена Союза Художников СССР, заслуженного художника ГССР, заслуженного деятеля искусств РЮО, Народного художника РЮО, заслуженного учителя РЮО.
Творчество Мурата Гавриловича индивидуально и в то же время разнообразно, по его собственному признанию, за более чем 60-летний путь в художественном искусстве он попробовал свои силы почти во всех техниках и композиционных построениях. Почитатели искусства знают его, прежде всего, как художника с большой внутренней энергией, создавшего множество произведений, воспевающих историческое богатство и красоту родного края, профессионалы же подчеркивают его умение наполнять жизненными силами все, что привлекательно для него как живописца, будь то пейзаж, портрет или натюрморт. О своих творческих успехах Мурат Гаврилович скромно умалчивает, будучи человеком совершенно не тщеславным, признание и слава для него вовсе не те цели, которые призывают его в творчество. Он продолжает творить, заниматься любимым делом - делом всей своей жизни с одной простой и очевидной целью - дарить людям радость и оптимизм, пробуждать в них чувства национального достоинства и любви к своим истоком. Его мечта - чтобы как можно больше учеников продолжили его дело, чтобы художественное искусство развивалось и пополнялось новыми неповторимыми почерками молодых художников. Пору своей юности и молодости Мастер вспоминает с особенной теплотой, ведь тот период его жизни был богат на встречи с гениальными мастерами искусства, сыгравшими значительную роль в его творческой судьбе. Ну, а встреча с Махарбеком Тугановым, как выяснилось, и вовсе была предопределяющей для юной незаурядной творческой личности, ведь именно Великий Мастер посоветовал ученику 7-го класса средней школы 2 Мурату Шавлохову поступить в основанное им художественное училище и серьезно заняться изобразительным искусством.
- Рисованием я увлекался с раннего детства, но это происходило исключительно на любительском уров не, с педагогом я никогда не занимался. Обычно по вечерам я забивался в угол, брал листок бумаги, карандаши и рисовал. Возможно, детское увлечение так и не смогло бы найти дальнейшего развития, но отец мой обратил на это серьезное внимание. В то время он работал директором фотомастерской, и по роду деятельности часто общался с прославленным художником Махарбеком Сафаровичем Тугановым, часто фотографировал работы Мастера. Однажды, попросив меня захватить свои рисунки с собой, отец отвел меня к Махарбеку Сафаровичу, мол, ребенок увлечен рисованием и что Вы можете ему посоветовать? Мастер долго рассматривал мои рисунки, похвалил и посоветовал поступить в Художественное училище. И вот, окончив 7-й класс, я подал документы в Художественное училище. Время было тяжелое, послевоенное, шел 1949 год, среди моих однокурсников было много таких, которые вернулись с фронта, и соответственно, были значительно старше меня по возрасту. Стараясь не ударить лицом в грязь перед более старшими, я учился с удвоенной энергией, старался не упустить ни одной детали из объяснений наших педагогов. Надо отметить, что почти все наши педагоги были весьма прославленными и известными мастерами, что ни имя, то вершина, скала в изобразительном искусстве Осетии - Асланбек Плиев, Григорий Котаев, Борис Санакоев, Александр Зассеев и т. д. К великому сожалению, мне не посчастливилось обучаться у самого Туганова, он, порой заходил к нам на занятия, садился где-нибудь в углу и оттуда наблюдал за нашей работой. Изредка вставал, подходил поочередно то к одному, то к другому из нас. Он не был скупым на похвалу, но критических замечаний от него невозможно было дождаться, он мог просто промолчать. Замечания же, как мы догадывались, он высказывал уже в учительской нашим педагогам. Даже по прошествии стольких лет многие из тех, кому довелось лично быть знакомыми с Великим Мастером, вспоминают его с особой теплотой, Махарбек Сафарович был невероятно мягким и тактичным человеком, простым и легким в общении. Он мог часами разговаривать с воспитанниками училища о творчестве, о глубоком смысле искусства, о стилистике и манере рисования, и никоим образом никогда не показывал своего превосходства, создавалось лишь ощущение общения со старшим товарищем. К сожалению, он довольно рано ушел из жизни, но его советы стали своеобразным толчком к профессиональному занятию искусством для многих из нас и это, я считаю, неоценимо.
- К моменту окончания Цхинвальского Художественного училища Вы уже определились с выбором пути, по которому намеревались идти дальше?
- Во мне уже созрело желание продолжить учебу, я твердо знал, чего хочу в искусстве, и хотел реализовать свои идейные замыслы. Мой выбор пал на Тбилисскую Художественную академию. К тому моменту мне исполнилось 18 лет, никогда нигде дальше родного города я не был, но с твердой решимостью и уверенностью в своих знаниях я совершенно один уехал в Тбилиси, поступать в художественную академию. Экзамены сдал неплохо, тр ойку получил только по грузинскому языку, но, тем не менее, своей фамилии в числе зачисленных на первый курс я не нашел. Места были ограничены и, как оказалось, на мое место приняли девушку-грузинку по звонку какого-то высокопоставленного лица, хотя по результатам всех экзаменов она набрала меньше баллов. Вскоре после неудачной попытки поступить в Академию, меня призвали в ряды Советской Армии, как говорится, исполнять свой гражданский долг. После возвращения из армии мысль продолжить учебу меня все же не оставляла и я принял решение испытать удачу теперь уже в Москве. Без особых проблем поступил в Московский полиграфический институт, но уже в процессе учебы понял, что перспектива получить специальность иллюстратора - это вовсе не то, чему я хотел посвятить свое будущее. Учебу я оставил уже на первом курсе и с дипломом Цхинвальского художественного училища стал искать работу в Москве. Вскоре меня направили преподавателем рисования и черчения в одну из школ города Остров Псковской области. Ну, а буквально через год я уже оказался в Ленинграде, где поступил в педагогический институт им. Герцена, на художественно-графический факультет. С первых же дней учебы в институте я попал в атмосферу дружелюбия и теплоты, которыми меня окружили многие из наших преподавателей. Причину такого отношения ко мне, простому цхинвальскому парню, я узнал гораздо позднее, оказалось, некоторые из наших преподавателей не раз были в Южной Осетии, наш народ, наша культура произвели на них неизгладимое впечатление, так же как и личное знакомство с осетинским Мастером Махарбеком Тугановым. В общем, принадлежность к народу, который в их глазах был олицетворением культуры, чести и достоинства, сыграло значительную роль в период моего пребывания в институте, я с большим упорством и целеустремленностью окунулся в процесс учебы. Пять лет пролетели незаметно, в 1964 году я вполне успешно окончил вышеназванный институт. Дипломную работу защитил по теме нартовских сказаний в технике линогравюры под руководством профессора, заслуженного художника РСФСР Н. А. Павлова. И вскоре по распределению был направлен на работу преподавателем рисования в одну из школ Ленинградской области. К тому времени произошли изменения и в моей личной жизни, я женился на русской девушке, с которой мы учились в одном институте, у нас родилась дочь. В общем, на первый взгляд, обосновался я в Ленинграде основательно и надолго. У меня появилась хорошая работа, я стал преподавать в Ленинградском художественном училище.
- Что же при таком удачном раскладе - наличии любимой работы, благополучной семьи, бытовой обустроенности побудило Вас оставить все и вернуться в Цхинвал?
- Прожил я в Ленинграде долгие 17 лет, за это время у меня сложилось особое отношение к городу-герою на Неве, его людям, но внутренне я тосковал по Родине, меня тянуло в Цхинвал, это был зов сердца, который легко объясним и понятен всем тем, кому удалось пожить вдали от родной земли. К сожалению, супруга не разделила моих стремлений вернуться в Цхинвал, я оставил семью, работу и в 1975 году уже был в Южной Осетии. О "ленинградском" периоде жизни у меня остались очень теплые воспоминания, которые нашли отражение в серии моих работ в технике линогравюры. Это и "Любимый Ленинград", и "Ноябрь в Ленинграде", "Первый снег", "Зимняя ночь", "Лодка в заливе", "Кораблестроительный завод в Питере" и т.д. Но тогда, после возвращения, центральное место в моем творчестве занял родной край, национальные традиции и обычаи, культура осетинского народа. Я никогда не ставил перед собой цели добиться каких-то определенных высот в творчестве, но всегда стремился к правдивому и реалистичному воссозданию окружающего мира, при этом через раскрытие внутренней сущности моих работ старался давать людям радость, побольше света и оптимизма.
- Тема истории нашего народа особняком выделяется во всем разнообразии Вашего творчества, композиции, связанные с Нартовским эпосом, характеризуют Вас как Мастера, тонко чувствующего древнюю историю предков. Насколько трудно удерживать баланс в работе с материалом древней истории, ведь тут важно не только не упустить какие-либо нюансы, но и, напротив, не внести ничего лишнего, случайного?
- Я считаю, что тема древней истории нашего народа должна быть продумана до мельчайших деталей, и прежде чем начинать работу над произведением, необходимо тщательное изучение исторического момента того периода, который ты собираешься изобразить. Ведь посредством творчества у людей формируется представление об ушедших эпохах, на этом во многом формируется чувство национального достоинства. В созданных мною композициях по нартовским сказаниям я максимально старался воссоздать не только образы и характеры героев, но и содержание самого эпоса. Композиции "Угон скота", "Бой Сослана", "Курдалагон", "Урызмаг и Сатана", "Бой Батрадза", "Хамыц на охоте" и т. д. несмотря на небольшие габариты, на мой взгляд, весьма величественны, и в то же время сложны в исполнении. Ведь техника графического искусства предельно трудно воссоздаваема, тут важно все до конца продумать и если мне удалось приблизиться к реалистичному воссозданию сильных и могущественных нартов, значит мое творчество может принести ощутимую пользу в формировании чувства гордости за наших славных предков. Оценивать же названные работы с точки зрения успешности - не моя личная прерогатива, об этом скажут как профессионалы, так и зрители. Но как художник, я очень требователен к себе, в особенности по части того, что носит в себе национальный характер. Ведь только через призму национального характера творчество получает возможность общечеловеческой доступности, вопреки всем географическим границам.
- Ваше творчество изобилует не только жанровым разнообразием, но и использованием разных материалов. Это и графические техники - офорт и линогравюра, работы маслом и акварелью. Какая из них Вам более близка?
- Я очень влюбчив по части технического исполнения, мне удалось перепробовать в работе почти все техники, работал почти со всеми материалами, кроме стекла. Это и чеканка, и гравюра, и офорт, и литография и т. д. Но все же особенное отношение у меня к процессу работы с акварелью. В настоящее время я пишу больше водяными красками, хотя многие профессиональные художники сознательно не отдают предпочтение акварели, считая эти работы недолговечными. Однако множество картин сохранившихся еще с начала прошлого века опровергают это убеждение. У данной техники много преимуществ, ведь работа с акварелью может воспроизвести точность композиционных построений, наполнить картины энергией, всей палитрой красок и цветов, сиянием света и колоритностью.
- Мурат Гаврилович, вот уже 28 лет Вы являетесь бессменным директором Цхинвальской детской художественной школы. Можно сказать, что развитие детского творчества является делом всей Вашей жизни. На каких основных идеалах стараетесь воспитывать подрастающее поколение?
- Основная задача, конечно же, научить будущих художников не только технике изобразительного искусства, они должны научиться мыслить, думать, чтобы проникнуть в суть искусства, которое должно быть в их внутренних ощущениях в первую очередь глубоко национальным. Талантливых детей у нас много, все предпосылки для развития детского творчества у нас тоже есть, но, к сожалению, не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Отсутствие должного внимания к проблемам художественной школы со стороны вышестоящих структур, далеко не лучшим образом отражается на процессе обучения. И это происходит не только в данный момент, так было почти всегда, даже в советское время для нас никак не могли создать соответствующие условия для полноценного обучения. Тем не менее, вопреки всему, успехи у наших воспитанников были и есть. Учащиеся художественной школы не раз становились участниками всероссийских и международных выставок. В разное время работы наших учеников экспонировались в Болгарии, Югославии, Франции, Чехословакии и США. Художественная школа - это достаточно серьезный очаг национальной культуры и образования, таким же должен быть подход ко всему тому, что ее непосредственно касается.
- А среди Ваших учеников насколько велико число серьезно подающих надежды в области искусства и вообще, на Ваш взгляд, может ли плеяда гениальных осетинских художников пополниться в ближайшее время новыми именами?
- Детей, одаренных и тонко чувствующих искусство у нас было и есть немало, также как и из их числа подающих большие надежды, но опять-таки к великому сожалению, мало кто из них хочет связывать свое будущее с искусством. Этому способствуют, в основном, их родители, зачастую навязывая подростку свой выбор в будущей профессии, все почему-то хотят видеть своего ребенка врачом, юристом, экономистом и т. д., но только не служителем искусства, так как в их понятии это дело малоприбыльное, а значит ничего не значащее. Ценности поменялись, знаете ли.
Но, тем не менее, единицам все же удается продолжить путь в изобразительном искусстве и именно за ними, я считаю, будущее осетинской художественной школы. Отмечу двоих, на мой взгляд, наиболее одаренных и талантливых. Один из них, Вадим Пухаев, был моим учеником, сейчас он живет и работает во Владикавказе, здесь его мало знают, но я знаком с его творчеством, наблюдаю за его профессиональным ростом и с уверенностью могу сказать, что он займет достойное место, собственную нишу в осетинском искусстве. Другой молодой человек, выпускник Лицея искусств им. Аксо Колиева, ученик Лаврентия Касоева, Вадим Каджаев, без преувеличения уникальное явление в художественном искусстве. Молодого художника такого масштаба у нас давно не было. Создается впечатление, что он рос и закалялся в профессиональном плане лет пятьдесят, настолько глубоко он чувствует анатомию искусства, его историческую атмосферу. Он еще совсем молод, но с той одаренностью и хваткостью, жадностью к знаниям, он пойдет далеко, сумеет подняться до самых вершин искусства. Главное не расслабляться, не поймать "звезду", как говориться. И тот факт, что в таком молодом возрасте Вадим Каджаев уже стал членом Союза художников РФ, тоже не случайно, его талант и профессиональный рост не могут оставаться незамеченными. Искусство очень требовательно к своим служителям, оно требует полной самоотдачи, упорной работы над собой и всепоглощающей любви. Одними талантом и одаренностью в нашем деле добиться успеха невозможно. Поэтому успеха и признания добиваются самые упорные, целеустремленные, и, в хорошем смысле этого слова, фанатичные.
- Ваше творчество заняло отдельную яркую нишу в искусстве Осетии, Ваши работы украшают многие художественные галереи, как в России, так и за рубежом. В то же время почитатели искусства хотят чаще видеть Ваши работы здесь, в Южной Осетии, но Вы довольно редко экспонируете свои творческие новинки. Почему?
- Организация каждой выставки, тем более персональной, это долгий и кропотливый труд с массой физических и финансовых затрат, это многодневная беготня и хлопоты, основная доля которых, конечно же, ложится на плечи самого художника - автора выставки. От всего этого ощущается больше усталость, нежели удовлетворение. По мне, так лучше потратить это время с другой пользой, создать очередное произведение, сидя где-нибудь в углу с кистью в руке поразмыслить на темы жизни, истории или культуры нашего народа и, впрочем, не только. Но это не означает, что выставки работ не нужны, ведь они являются связующим звеном между художником и миром вокруг, любое творчество же, по сути, создается для того, чтобы с ним знакомилось как можно больше людей. Думаю, что персональная выставка моих работ, которая состоялась осенью 2010 года у нас в городе, была не последней, и я еще не раз смогу вынести на суд зрителей свои новые работы.
Юго-осетинская газета "Республика"