8 Марта по сложившейся традиции мужчины дарят женщинам цветы, поднимают в их честь бокалы, произносят теплые слова. Международный женский день - праздник весны и особенного внимания к женщине. И далеко не все задумываются о том, что этот день знаменует собой прорыв "слабого" пола в мир "сильных" мужчин. Праздник 8 Марта изначально задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. По своему историческому контексту это праздник тех женщин, которые стремились и стремятся быть равными в правах с мужчинами, то есть изначально это был день эмансипации. Сама идея празднования Международного женского дня была выдвинута лидером женской группы социал-демократической партии Германии Кларой Цеткин на 2-й Международной конференции работающих женщин, состоявшейся в 1910 году в Копенгагене. Клара Цеткин предложила, чтобы Международный женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника революционерка назвала борьбу женщин за свои права.
Существует также мнение, что одним из предпосылок учреждения этой праздничной даты стал первый в истории "марш пустых кастрюль" текстильщиц Нью-Йорка, прошедший 8 марта 1857 года. Но постепенно праздник утратил своё былое историческое предназначение. Хотя 8-го марта кое-где всё ещё проходят массовые акции феминисток, воспринимающих этот праздник как день борьбы с сильным полом.
Ну а что касается женщин Осетии, они всегда предпочитали доказывать свое равноправие не громыханием пустых кастрюль на улицах, а более убедительными аргументами, такими, как активное участие практически во всех сферах жизни общества.
Причем эта традиция уходит своими корнями далеко в прошлое. В то время как даже в центрах античной цивилизации господствовали патриархальные нравы, диктующие женщине второстепенные роли, массагетская царица Томирис водила свою армию в бой против персидских завоевателей. Именно ей принадлежит честь победы над непобедимым дотоле царем Персии Киром. Создатель империи персов нашел свою смерть в массагетских степях. Еще большую роль женщины играли в сарматском обществе. Сарматки наравне с мужчинами принимали участие в битвах, охоте и других традиционно мужских занятиях, породивших легенды об амазонках, обитавших на Кавказе. Греческие историки, удивленные таким равноправием женщин в сарматском обществе, прозвали сарматов "женоуправляемыми". Отголоски этой эпохи можно найти и в нартовских сказаниях, где содержатся упоминания о девичьем войске, в трудную минуту пришедшем на помощь нартам. В исторических источниках сообщается еще об одной воительнице - царице алан Амаге.
По признанию многочисленных путешественников и ученых, посещавших Осетию в 17-19 вв., осетины отличались от других кавказских народов своим рыцарским отношением к прекрасной половине. Женщина в Осетии пользовалась почетом и уважением, ее положение в обществе было четко закреплено в неписаном своде правил и морально-этических норм - æгьдау. Наибольшее количество этикетных норм было связано именно с женщиной. Большим позором считалось рукоприкладство по отношению к женщине, оскорбление и унижение ее в какой бы то ни было форме. Одно появление женщины останавливало и прекращало кровопролитие. Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сняв платок, бросала его между ними. Кроме того, на женщину не распространялась кровная месть.
Особенным уважением пользовалась старейшая среди женщин - æфсин. Ее появление в обществе поднимало на ноги всех мужчин младше нее. Афсин являлась не только руководительницей женских работ, но и хозяйкой кладовой, где хранились все запасы продуктов питания семьи. Роль æфсин нашла свое яркое выражение в образе знаменитой Шатаны. Как отмечают исследователи, идея почитания женщины красной нитью проходит через весь осетинский нартовский эпос.
Женщины современной Осетии унаследовали черты характера своих предшественниц - воительниц-сарматок. Поэтому всякий раз, когда для Осетии наступали трудные времена, "слабый" пол без колебаний брался за решение самых сложных государственных задач, отстаивая свободу и независимость Родины. Трудно оспорить тот факт, что далеко не во всех кавказских обществах женщины принимали столь активное и зачастую судьбоносное участие в политической жизни своей страны. Национально-освободительная борьба начала 20-го века непосредственно связана с образом женщины-абречки Ольги Хубаевой-Хачировой, вместе с братом и мужем сражавшейся за освобождение Осетии.
Еще более массовым стало участие "слабой" половины Осетии в новом этапе национально-освободительного движения, развернувшемся во второй половине 80-х годов. Женщины Южной Осетии оказались в авангарде борьбы за спасение осетинского языка, наиболее активным ядром движения "Адæмон Ныхас" были именно они. После начала грузинской агрессии осетинские женщины организуют многочисленные акции и митинги протеста, которые проходили в самой Южной Осетии, в Москве и в других городах России.
После ввода миротворческих сил, когда на земле Южной Осетии наступило временное затишье, перед республикой остро встала проблема выживания в условиях блокады и на фоне колоссальных разрушений, причиненных агрессией. Самое парадоксальное, что в авангарде борьбы за экономическое выживание вновь оказались хрупкие женщины Южной Осетии. Именно они составили костяк зарождавшегося тогда малого и среднего предпринимательства, упорным трудом в крайне неблагоприятных условиях добывая пропитание своим семьям.
Не менее весомой оказалась роль слабого пола в деятельности общественных и неправительственных организаций РЮО.
В сфере искусства и науки осетинские женщины также наступают сильному полу на пятки. В звездном калейдоскопе деятелей науки и культуры Осетии достойное место занимают такие имена, как композитор Жанна Плиева, первая в мире женщина-дирижер Вероника Дударова, пианистка Злата Чочиева, профессор МГУ Алеся Джиоева. И это далеко не полный список. Имя Вероники Дударовой знакомо всему миру. Богата и разнообразна панорама ее творчества. Стремление к своей дирижерской интонации, поиски созвучного времени музыкального языка каждый раз покоряли знаменитые музыкальные подмостки мира. Большой интерес музыкального мира вызывает сегодня и творчество Жанны Плиевой, одного из ведущих композиторов современности, лауреата государственной премии России, автора нескольких симфоний, инструментальных концертов, ораторий, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям. Она настойчиво идет по пути поиска индивидуальной манеры высказывания, привнося в свое творчество осетинское звучание. Живой интерес ко всему происходящему вокруг, к искусству не только своего, но и других народов, находит непосредственное отражение и в творчестве Зинаиды Хабаловой.
Неоценимы заслуги первого кандидата химических наук среди женщин Южной Осетии Юлии Габараевой. Ее имя останется в истории не только благодаря открытию нового соединения в органической химии, но прежде всего из-за роли, которую Юлия Габараева сыграла в шумном скандале вокруг строительства мышьякового завода на территории Южной Осетии в непосредственной близости от города Цхинвала. Власти ГССР с согласия руководства тогдашней автономной области были намерены построить в Южной Осетии завод по производству мышьяка, последствия чего для экологии и генофонда области были бы просто губительны. Избежать их удалось лишь в результате самоотверженных действий Юлии Габараевой и общественности, не позволившей реализовать это преступное решение.
Случай для такого авторитарного государства, как СССР, крайне нетипичный. Хрупкой женщине удалось преодолеть мощный прессинг репрессивной машины тбилисского ЦК, такое, пожалуй, не под силу и многим мужчинам.
Нельзя не упомянуть о скромных учителях, воспитателях детских садов, подавляющее большинство среди которых составляют именно женщины. Несмотря на трудности военной и поствоенной ситуации, они выполняют крайне важную задачу. Их вклад еще предстоит оценить последующим поколениям. Сегодня руководство республики оказывает югоосетинским учителям, 90 процентов которых составляют женщины, самое приоритетное внимание, отмечая их огромные заслуги перед обществом и государством. В конце ушедшего года Указом Президента РЮО большой группе учителей за самоотверженный труд и большой личный вклад в дело воспитания и обучения молодого поколения было присвоено почетное звание "Заслуженный учитель РЮО". Глава государства лично поздравил преподавателей и вручил им денежные премии.
События 1989-92 гг., а также 2004-2008 гг. высветили в полной мере самоотверженность женщин-медиков Южной Осетии. В те незабываемые пять дней кровавого августа 2008 года наши женщины-врачи и медсестры оставались на рабочих местах в подвале больницы, оказывая раненым посильную помощь. Нельзя не сказать о врачах-реаниматологах Жанне Харебовой, Алле Габараевой, Свете Бязровой, Алле Лоховой, других врачах - Эльзе Джаттиевой, Люде Келехсаевой, Майе Лоховой, Нелли Трандафиловой, медсестрах отделений травматологии и хирургии - Регине Сиукаевой, Альбине Бестаевой, Мадине Джигкаевой, Федосе Тасоевой, Жанне Битиевой, Марине Джиджоевой, Лере Гаглоевой, Азе Габараевой и многих других самоотверженных медиках, которых мы не упомянули здесь.
Вместе с тем участие женщин в органах управления и государственной власти в руководстве республикой не столь заметно. По гендерным стандартам продвижение женщины во власть рассматривается как инструмент стабильного и устойчивого развития общества, поскольку равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики и жизнь страны в целом. По статистике, в странах, где женщин меньше 20 или 30 процентов в представительных органах власти, власть хуже справляется с социальными проблемами, социальная защита населения оставляет желать лучшего. Поэтому современное понятие демократического устройства государства включает в себя очень важную составляющую - полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительстве, в парламенте и во всех институтах государства, которые обеспечивают социальную справедливость и стабильность в обществе.
Алла Гергаулова, Михаил Габаев