Одним из важных историко-архитектурных памятников на территории РЮО является церковь св. Георгия, расположенная у северного въезда в столицу Цхинвал. Более распространенное ее название «Сырх-дзуар» – «Красное святилище» по расцветке материала постройки. В настоящее время церкви как таковой не существует. Вначале над ее разрушением потрудилось время, позже землетрясение. А в наши дни здание было окончательно разрушено по вине непрофессиональных реставраторов. Но намоленное место продолжает существовать, даже если на его месте из осязаемого остается только гора камней. «Свято место пусто не бывает» – эта русская поговорка как нельзя лучше подходит к подобной ситуации. Тем не менее, место это пустовать бесконечно, конечно же, не должно.
Первая попытка восстановления храма была предпринята в 2007 году предпринимателями, братьями Чехоевыми. При этом они, несомненно, исходили из лучших побуждений. Но получилось так, как получилось: попытка восстановления храма привела к тому, что на месте церкви остались лишь одни груды камней.
В 2009 году президент Э.Кокойты поручил министру дорожного и капитального строительства Р.Цховребову реализовать имеющийся проект восстановления «Сырх дзуар». Однако министра сняли с должности, и инициатива властей затерялась.
Воссоздание именно этого храма имеет для нас существенное значение. Прежде всего, своим символическим значением. Первое – это сама цветовая гамма строения. В осетинском мировоззрении существует цветовая символика культовых сооружений. В числе многочисленных святых мест имеются дзуары-храмы с цветовой идентификацией. Есть, например, «Урс-дзуар» – «Белое святилище», «Сырх дзуар» – «Красное святилище» и, наконец, «Сыгъзæрин дзуар» – «Золотое святилище» (идентификация желтого цвета). При этом все три цвета – белый, красный и желтый (золотистый) – отражены и в цветах национального флага. Есть, среди «цветовых» дзуаров, правда, еще и Сау-дзуар – «Чер¬ное святилище», но оно выпадает из об¬щего ряда, к тому же, чер¬ные траурные флаги сущест¬вовали сами по себе.
Восстановление храма на месте разрушенной церкви необходимо и по причине сохранения преемственности в сакральном плане. Считается, что на месте церкви XIX века существовал более древний храм и храм этот был аланский. В пользу этого предположения говорят некоторые интересные факты. Прежде всего – это изображение на одной из каменных плит, украшавших церковь. Перед нами предстает образ мужчины в военном облачении и на коне. Это изображение вызывает интерес, прежде всего тем, что оно находилось в храме, посвященном святому Георгию. Можно предположить, что это и есть образ святого. Однако такое изображение святого Георгия в христианской церкви не является каноническим. Святой Георгий Победоносец обычно изображается молодым безбородым мужчиной с копьем, повергающим змея (дракона).
На плите из «Сырх дзуар» мы видим узнаваемый образ святого Уастырджы, именно в таком виде, в котором он существует в осетинской народной традиции – зрелый бородатый мужчина в боевом облачении, но без оружия. Даже конь на изображение здесь с тремя ногами, точно таким, каким обычно изображается конь святого Уастырджы Афсург.
Но такое характерное изображение в храме св. Георгия, имя которого в национальном восприятии порой ассоциируется со св.Уастырджы, наводит на размышления. Вполне вероятно, что древний храм, который был на месте «Сырх дзуар» был посвящен непосредственно св. Уастырджы. А при строительстве позднего сооружения были использованы элементы храма прежнего. Естественно, что православная церковь, планомерно искоренявшая древние культы, постаралась заменить культ св.Уастырджы почитанием св. Георгия.
При этом некоторое время, как это обычно бывало, параллельно существовали оба культа, что привело к последующему их общему восприятию у верующих. Св.Уастырджы у осетин традиционно считается покровителем мужчин, путников, но более всего воинов. А у воинства в Осетии цветовым символом доблести – «Ахсар» – был красный цвет. Надо отметить, что редко какой народ имеет цвет как элемент внешней идентификации. Кстати, в Грузии именно осетины традиционно ассоциируются с красным цветом. И объяснения этому есть. У осетин и у их предков алан красный цвет всегда был символом достоинства и воинской доблести. Знатные люди считали за честь носить красные плащи, к примеру, к святилищу Джеры-дзуар посвященному также св.Уастырджы в дни религиозных празднеств паломники еще в XIX веке приходили в красных плащах. Грузины не могли не отметить эту характерную национальную особенность соседнего народа.
Поэтому еще одним свидетельством принадлежности храма к культу св. Уастырджи является то, что церковь была построена из красного туфа. Несомненно, что более поздние зодчие, строившие Красную церковь на месте древнего храма, должны были продолжить в сооружении прежнюю цветовую гамму. В строительных традициях древности такая преемственность была обязательной.
То, что на месте Красной церкви мог существовать древнеосетинский (аланс-кий) храм – вполне объяснимо. С XIII века именно на Южном Кавказе после разгрома монголо-татарами северокавказской Алании предпринимаются попытки воссоздания Аланского государства. В 1292 году аланские отряды во главе с военным предводителем Ос-Багатаром обосновались в городе Гори, недалеко от Южной Осетии. В этом городе, находившемся попеременно под владением монголов и грузинских князей, уже была колония алан, перебравшаяся сюда после столкновений с ордами монгольского хана Берке.
Базой закавказских походов первоначально был опорный пункт в аланском городе «Царциаты-калак» (современное с.Едыс Джавского района РЮО). После того как Ос-Багатар утвердился в Гори, к его владениям присоединились земли на территории закавказской равнины до современного города Мцхета. Это подтверждают не только многочисленные исторические источники, но и народные предания, в которых до сих пор сохранились отголоски той эпохи.
Таким образом, значительные территории от Кавказского хребта и до Мцхета стали новой закавказской Аланией. Эти земли осваивали не только аланы, населявшие территорию современной Южной Осетии, но и тысячи их соплеменников, прибывающие из разоренной северокавказской Алании. Понятно, что и аланское духовенство, которое покинуло прежние христианские центры, думало о возрождении своих храмов. И культовые сооружения неизбежно должны были возникать по всей территории Закавказской Алании. Возможно, что храм, который в древности существовал на месте «Сырх дзуар» был одним из новообретенных аланских христианских центров. Именно этим и можно объяснить наличие изображения св.Уастырджи и цветового оформления самой церкви.
Здесь же необходимо отметить сходство двух святилищ. Это «Джеры дзуар» в высокогорье и «Сырх дзуар» в предгорьях юга Осетии. Оба храма посвящены св. Уастырджы (св.Георгию) и оба имеют идентичную архитектуру. Незначительное различие только в размерах здания, кроме того, у «Джеры-дзуар» есть отличие в форме крыши.
У «Джеры дзуар» форма крыши, вернее ее покатость сходна с покрытием другого святилища, посвященного св.Уастырджи – Реком. Это древнее святилище расположено в Цейском ущелье Северной Осетии. На месте современной церкви «Джеры дзуар» существовал более древний храм, имеющий очевидное архитектурное сходство со святилищем Реком, и возможно, что строители, строившие нынешнюю церковь, оставили в «наследство» прежнюю форму крыши. Таким образом, сохранив преемственность святилищ разных эпох.
И еще небольшая деталь. Оба храма находятся на пути из горной зоны Южной Осетии на равнину. Первый идет по ущелью реки Большая Лиахва, второй по ущелью реки Малая Лиахва. Именно по этим путям и передвигались военное пополнение, купцы, священнослужители, да и вообще население из северокавказской Алании в центр Алании закавказской – город Гори.
Поэтому некоторые церкви для нас в Южной Осетии – это больше чем культовые сооружения. Это символы нашего прошлого, напоминание о нем. По этой причине восстановление и строительство церквей в Южной Осетии должно опираться на принципах преемственности. Как в сфере архитектуры, так и в духовной сфере.
К примеру, на сегодняшний день национальная церковь не имеет своего главного кафедрального храма. Имеющиеся церкви ни по архитектуре, ни по размерам, ни по своему духу не отвечают этому назначению. Долгое время идут разговоры на тему строительства соборной церкви. На пустыре у республиканской библиотеки в г. Цхинвал планировалось строительство кафедрального храма Аланской Епархии. Однако сегодня судьба строительства не определена.
Тем не менее, не ожидая начала проектных и строительных работ, надо уже сегодня говорить о том, каким должен быть облик главного храма аланской церкви. В современной архитектуре строительства православных храмов есть свои традиционные каноны. Но, вместе с тем, хотелось бы, чтобы при строительстве собора Аланской Епархии продолжились исторические традиции. Примером может стать архитектура Северного Зеленчукского храма.
Эта величественная церковь расположена в Зеленчукском ущелье Карачаево-Черкессии, на территории, где находился один их экономических и политических центров средневековой Алании. Первым храмом, который уже издалека был виден купцам идущих по одной из дорог «шелкового пути» из Китая в Византию, был величественный и монументальный «Северный храм» – самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни X-XIII веков.
По своей архитектурной композиции строение представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Длина храма (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора позволяет утверждать, что строил его высококвалифицированный мастер византийской школы. С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом.
Во время первых раскопок проводимых внутри храма была обнаружена крестильня, сделанная из каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства – обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви.
Именно здесь в средние века аланы принимали христианскую веру, здесь открывалась новая страница их истории. Особое положение Северного храма подтверждается и другими археологическими находками. В 1940 году в ходе археологических изысканий у южной стены церкви было найдено богатое женское погребение. В нем сохранились ценные предметы: серьги, золотые перстни, элементы одеяния.
Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой росписью, которая утрачена, но сохранилась в зарисовках художника и археолога Д. Струкова. По этим рисункам видно, что расписывал собор талантливый художник.
В настоящее время в храме проводится богослужение только раз в году, 6 мая – в день одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых – Георгия Победоносца.
Если считается, что современная Аланская Епархия является правопреемницей епархии средневековой, то логично выглядит и то, что и главный собор тоже должен быть построен с сохранением традиций средневековья. А среди исторического архитектурного наследия именно Северный храм более всего подходит, чтобы его архитектурные формы были выбраны для проекта строительства кафедрального собора Аланской церкви.
В черте столицы республики разрушенных храмов немало. Но именно «Сырх дзуар» привлекает внимание общественности к своей судьбе. Восстанавливать храм надо обязательно. Но делать это надо не только повинуясь внутреннему позыву. Попытка восстановления церкви только по личному желанию ни к чему хорошему не привела. Церковь надо восстанавливать основательно и грамотно. В строительстве должны участвовать специалисты, име-ющие опыт восстановления древних церквей. Еще одни таунхаусы, но уже как церкви никому не нужны.
Небольшое отступление в тему. После долгих стараний руководства республики наконец-то выделены средства на восстановление государственного театра. И тут выясняется, что проект восстановления театра не готов. Красивый макет есть, но детального плана восстановления здания, сцены, гримерных, внутренних коммуникаций нет. Российские представители предложили взять за основу строительную документацию любого театра на территории Российской федерации... Конечно же, и для восстановления «Сырх дзуар» тоже проще взять какой-нибудь типовой проект православного храма и возвести церковь. Затрат на такое строительство несомненно будет меньше, так как составление проектной документации и изыскательских работ составляет 5-10% от стоимости всего строительства. Но если исходить из этого, так любимого сегодня принципа, то столица Южной Осетии потеряет свой колорит, узнаваемость и превратится в безликий городок, где повторение истории незадачливого героя фильма «Ирония судьбы…» станет обычным делом...
Роберт Кулумбегов
Юго-осетинская газета «Республика»