В Болгарии вышла в свет книга «Алано-древнеболгарское письмо». Книга проливает свет на интереснейшие и малоисследованные аспекты истории, в том числе истории письменности осетинского и болгарского народов. Автор книги Живко Войников в интервью ИА «Рес» рассказал об алано-болгарских связях.
- Уважаемый Живко Войников, какие книги у Вас уже опубликованы по исторической тематике?
- В 2009 году я опубликовал «Этногенез и миграции в Евразии, в древности и раннем средневековья и место протоболгаров в этом» в 2009 г.
- Как у Вас возник интерес к аланской древности и идея написания книги об алано-древнеболгарском письме?
- Интерес закономерный, потому что протоболгары и аланы на Кавказе и в Северном Причерноморье жили очень близко друг к другу, имелись и смешанные поселения, таким образом они сформировали общую салто-маяцкую археологическую культуру.
Первое появление «внендур-болгар» или «оногондур-болгар» было еще в 2 в. до н. э., как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э., Плиний говорил о народе «епагеритов», а после этого и Птолемей о народе «пагоритов» на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, от Сиракама, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа «-те», тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до пугури – одного из названий болгар.
Также интересно, что правящая династия у болгар носила имя «Дуло», а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского «хуб» – хороший, добрый. По-болгарски и теперь «хубаво» – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Оказалось, что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русской литературе) и «аланоболгарский».
- Есть ли в Болгарии вообще интерес к аланам и осетинам, и чем Вы это объясните?
- Каждый исследователь, который изучает протоболгарские древности, «встречается» и с аланами. В последнее время болгарские археологи (в частности, покойный профессор Рашо Рашев и его ученики) пришли к выводу, что по археологической культуре протоболгары были поздними сарматами. Но надо сказать, что у протоболгар был и значительный алтайскоязыковой вклад, вероятно, он был сделан племенем савиров (предки современных чувашей).
- Какие научные открытия (о которых до этой книги никто не писал) содержатся в Вашей книге?
- Я использовал методику профессора Турчанинова для прочтения древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году – корр.). Получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном современному осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: «беренум уовр ес» а ниже надпись кириллицей «Я долженъ есть». Это староболгарский перевод сармато-аланского выражения.
Методику профессора Турчанинова я также предложил и для прочтения надписей на территории Первого болгарского государства – из Равна, Крепча, Наги-сент Миклош, Шудиково, Шутград и др. А это показывает что сарматоязычный компонент протоболгарской общности говорил и писал на древнеосетинском языке! Я просто приложил методику профессора Турчанинова. Жаль, что разошлись с ним во времени, он, как известно, скончался в 1989 г. К сожалению, в тот период этой тематикой в Болгарии не интересовались, и не было научных контактов с ним. Только Петр Добрев пытался связаться с ним, но не знаю, чем это закончилось.
- Поступили ли уже отзывы от болгарских ученых, как книгу воспринял научный мир Болгарии?
- Книга совсем новая, появилась в начале февраля. Еще рано, видимо, для отзывов. Нужно определенное время, чтобы ее прочитали, осмыслили, проанализировали. Надеюсь, что она будет интересна для всех, кто интересуется этой проблематикой.
- У Вас есть возможность через наше агентство обратиться к югоосетинским ученым. Что Вы хотите им сказать?
- Скажу, что сотрудничество с осетинскими сарматологами и вообще историками будет очень полезно. Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
У нас есть очень древнее общее прошлое, не только на Кавказе, но и в Синнзяне и в Средней Азии. Осетины – дальние потомки асов, асианов, а у болгаров древнейшее тохарское начало – племена «Цзе» и «Булоцзи», которые обитали вокруг Турфана и в Восточного Тянь-шаня. Я так думаю.
- Спасибо.
Беседу вел Инал Плиев.