Интервью ИА «Рес» с художником Марией Кокоевой.
- Расскажите немного о себе.
- Я родилась и выросла в Цхинвале. Училась в Государственном лицее искусств имени А. Колиева. Окончила Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, факультет искусств, мастерскую Ахсара Есенова. Сейчас мне 26 лет, я живу и работаю в Южной Осетии. Преподаю в Государственном лицее искусств изобразительное искусство и мировую художественную культуру. Уже год, как я замужем.
- Как начали заниматься изобразительным искусством?
- Изобразительным искусством занимаюсь сколько себя помню. С детства любила рисовать. И в последующем эта любовь только возрастала. Не могу сказать, в какой момент рисование переросло для меня из увлечения в нечто более серьёзное. Я не относилась к искусству, как к чему-то второстепенному. Наверно, из-за того, что нас уже в лицее приучали воспринимать искусство и творчество, как неотделимую составляющую жизнедеятельности человека. Поэтому, практически, вне искусства жили только редкие учащиеся нашего лицея. И безусловно, своим выбором профессии художника-живописца я тоже обязана Лицею искусств, а в частности, своему преподавателю Касоеву Лаврентию Павловичу. Он был и остаётся моим первым учителем и творческим вдохновителем, моим старшим другом и наставником. Меня и сейчас удивляют его безудержная энергия и энтузиазм, которые он проявляет в своей ежедневной работе.
После лицея я поступила на факультет искусств Северо-Осетинского госуниверситета, на отделение живописи. Там я продолжила своё образование и познакомилась с удивительными людьми, настоящими мастерами своего дела — художниками-живописцами Шалвой Бедоевым, Магрезом Келехсаевым, Ахсаром Есеновым, Захаром Валиевым и другими. Большое счастье учиться у таких педагогов. Каждое занятие в мастерской Ахсара Есенова я вспоминаю с искренней радостью и благодарностью, ощущаю неповторимую атмосферу творческого процесса, в переплетении с дружеским общением.
- Как Вы считаете, необходимо ли профессиональное художественное образование, для того чтобы добиться больших результатов?
- Профессиональное образование в искусстве, на мой взгляд, так же необходимо, как и в любой другой профессии. Исключения существуют только для гениев, и то, я не припоминаю, чтобы кто-то из великих огораживал себя от учёбы. Это противоречит логике, так как любой большой результат подразумевает большую каждодневную работу над собой. Без учения нет прогресса. Все у кого-то или у чего-то учатся. Таланту я отвожу самую маленькую роль в становлении и раскрытии творческой личности. Таково моё мнение на сегодняшний день.
- Расскажите, как Вы создаете свои картины. Каким образом рождаются идеи?
- Идеи для картин чаще всего рождаются спонтанно. Ведь общеизвестно, что Муза — девица капризная. Но, честно говоря, работа художника — это каждодневный труд, связанный с постановкой задачи и её воплощением. А способы воплощения требуют долгого и сложного обдумывания и реализации, которая тоже даётся через наработанное мастерство.
- Как бы Вы в общих чертах охарактеризовали свои картины? О чём они?
- Картины любого художника — это отражение его внутреннего мира. Его мыслей и чувств. В моих, соответственно, отражаются образы, сложившиеся через призму моего восприятия окружающего мира.
- Что для Вас важно во время работы, а на что не обращаете внимания?
- В зависимости от того, над чем работаю... Если работа не требует большого внимания, то её можно совмещать с приятным общением. Но иногда я совсем не могу сосредоточиться в чьём-то присутствии. В идеале, художник должен работать в тишине или под музыку.
- Кому Вы первым показываете свою готовую работу?
- Кто попадётся первый. Но есть у меня, конечно, свои авторитетные критики. Это мои уважаемые коллеги и учителя. Хотя приятно, когда твою работу хвалят даже дети.
- Какие художники Вам нравятся, у которых Вы хотели бы что-либо перенять, к уровню мастерства которых стремитесь?
- Это всегда был сложный для меня вопрос. Я вообще не могу назвать одного или нескольких художников. Каждый раз, сталкиваясь с творчеством великих мастеров, удивляюсь их неповторимости. Этому, на мой взгляд, и стоит учиться у них в первую очередь. Свободе мышления и мастерству, которое у каждого великого художника уникально.
- Многие художники черпают вдохновение из окружающей природы, любви, ненависти и прочее. Некоторые видят эстетику в искусственных вещах: машинах, мебели, домах, дорогах, городах... Тут, вот, возникла такая мысль. К чему относить тогда произведения творчества?
- Для меня ответ на этот вопрос всегда был один. Творчество во всём! Сознаём мы это, догадываемся или нет, но оно нас окружает и без него невозможно гармонично существовать. Поэтому оправданны все варианты источника вдохновения: будь то весенний пейзаж, легкая влюбленность или поток автомобилей в мегаполисе. Во всём — краски жизни, во всём присутствует искусство.
- Первая работа, которой Вы были довольны?
- Я не помню, честно говоря. Но в целом, это довольно редкое чувство. И, как правило, сохраняется оно совсем не надолго.
- Где и когда были представлены впервые Ваши серьёзные работы?
- В школьные годы я участвовала во многочисленных детских городских, республиканских и международных выставках. В более серьезных — когда училась во Владикавказе. Там проходили выставки Союза художников Северной Осетии, художников Северного Кавказа, различные молодёжные выставки и т. д. Участвовать в них было очень интересно.
- Что Вы говорите своими работами?
- Не ставила, собственно, цели — «говорить» через картины. Работа — это результат выражения мыслей и чувств автора, способ самовыражения.
- Над чем работаете сейчас?
- В настоящее время занимаюсь воспитанием своего маленького сына. И на большее пока времени нет. Но в ближайшем будущем собираюсь вернуться к краскам и холстам.