Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа (Хицау Йесо Чырыстийы Ссæуæн Уæларвмæ) и Его обетование об Утешителе (Зæрдæвæрæн)
В деяниях апостолов описывается прощальная беседа Господа Иисуса Христа со Своими учениками перед Его вознесением на небо (Деян.1.4-12.). В этой беседе Господь дал радостное обетование о ниспослании апостолам от Всемогущего Бога-Отца всесильного Покровителя и Руководителя - Духа Святого. Это было обещано Богом еще в Ветхом Завете чрез пророков (Иоил. 2. 28-29; Ис.44.3.).
Иисус Христос в Своих подготовительных беседах с учениками ещё до Своих Крестных Страданий называл Духа Святого Утешителем (Ин. 14.26; 15.26-27; 16.7-13.).
Великий Праздник Вознесения на Небо Господа Иисуса Христа (Хицау Йесо Чырыстийы Уæларвмæ Ссæуæны Стыр Бæрæгбон) отмечается Православной Церковью на 40-й день после Пасхи. В 2012г. праздник Вознесения приходится на 24 мая. У осетин (алан) этот праздник в народе называется "Зæрдæвæрæн". Если обратиться к "Историко-этимологическому словарю осетинского языка" В.И.Абаева, то мы увидим, что "Зæрдæвæрæн" происходит от "зæрдæ æвæрын", т.е. - обещать, обнадёживать. Обнадёживать, значит также и утешать, т.е. доставлять отраду, доставлять удовольствие, успокаивать. Утешитель значит доставляющий радость, удовольствие, спокойствие, мир.
Господь обещал Своим ученикам утешение Духом Святым (что осуществилось после Его Вознесения через 10 дней - в праздник Пятидесятницы). Слова обещание и утешение передаются в осетинском языке одним термином - Зæрдæвæрæн. Это и есть народный вариант названия праздника, хотя, конечно же, строго церковное название не обетование и утешение (т.е. не зæрдæвæрæн), а Вознесение (т.е. Ссæуæн или Сцыд).
Почему же этот светлый, радостный для всех христиан праздник аланы (осетины) отмечают как день поминовения усопших?
Во-первых, потому, что для верных Богу людей поминовение усопших содержит в себе не столько скорбь, сколько светлую пасхальную радость о том, что через Смерть и Воскресение Христово всем людям, как уже умершим, так и тем, кому ещё предстоит умереть, подаётся возможность избежать вечной смерти, т.е. вечного ада, и войти в Жизнь Вечную, в Царство Небесное, в Священный и Благой Рай. Это касается как душ, так и их временно обезжизненных тел, которые Господь Иисус Христос при Своём Втором Пришествии воскресит, т.е. восстановит, соединит с душами и преобразит. Евангельская проповедь Иисуса Христа открывает человечеству как надлежит нам, людям, со своей стороны реализовывать эту возможность.
Во-вторых, неверное понимание данного праздника как поминовение усопших происходит по причине отсутствия в течение последних нескольких веков аланской православной церковной иерархии, которая была уничтожена в результате падения христианского Аланского государства на Кавказе под натиском монголо-татар и затем Тимур-ленга. Богооткровенная Вера в аланском народе стала храниться в форме так называемого народного христианства, что по причине отсутствия национальной строгой церковной иерархии неизбежно стало вести ко многим религиозным искажениям и недоразумениям. По определённым причинам ситуация не исправилась и после вхождения Алании (Осетии) в состав православной Русской Империи. Вместо возрождения православного христианства в Алании одни силы пытались под маской христианизации русифицировать алан, другие грузинифицировать, а подлинное возрождение христианства имело огромные препятствия. Достаточно отметить тот факт, что вся Алания - как Юг, так и Север - были включены имперской властью в состав Грузинского церковного Экзархата, дышавшего преимущественно не Духом Святым, а духом национал-шовинизма и земной наживы. Марксистско-ленинско-сталинский террор и "политика", естественно, многократно усугубили пагубное положение дел.
К сожалению, и сейчас есть много подобных препятствий полноценному возрождению христианской православной веры в Алании.
Однако, Господь, давая обетования о помощи и утешении, не говорил, что христианам будет легко. Напротив, Он предупреждал о многих скорбях и трудностях тем, кто идёт верным путём. И при этом Он твёрдо обещал спасение тем людям и народам, которые до конца достойно, мужественно и богобоязненно претерпят все трудности и испытания. Господь-Утешитель именно их утешит. Господь-Спаситель именно их спасёт. Богочеловек, Вознёсшийся на Небо, именно их вознесёт в Æ цæг Дуне, т.е. в Истинный Мир, в Истинную Бесконечную Жизнь - радостную и блаженную Жизнь с Богом и со всеми Небожителями. Оммен!
Роланд Бекоев, чтец Иоанн Кафедрального собора рождества Богородицы Аланской Епархии