Сырх Дзуар (Красная церковь) или церковь покровителя всех мужчин Уастырджы, расположенная у въезда в нашу столицу с севера – является одним из важных историко-архитектурных памятников Южной Осетии. Как следует из исторических источников, храм (само строение) датируется ХIХ веком, однако многим раньше здесь располагался древнеаланский храм.
Также из красного камня. Известно, что цвета осетинского флага – белый, красный, желтый – канонические и по одной из гипотез базируются именно на цветовой символике осетинских культовых дзуаров. Среди разного рода дзуаров, «цветовых» у осетин обнаруживаются только три: Урс-дзуар – «Белое святилище», Сырх-дзуар – «Красное святилище» и Сыгъзæрин-дзуар – «Золотое (желтое) святилище». В настоящее время церкви Сырх Дзуар как таковой уже не существует, но намоленное место продолжает привлекать сюда людей, обращающих свои молитвы к Уастырджы.
К вопросу восстановления храма в Южной Осетии обращались с завидной периодичностью, причем эта инициатива высказывалась не только отдельными нашими согражданами и местной православной Епархией, но и выносилась на обсуждение на уровне высшего руководства страны. Первая попытка восстановления Сырх Дзуар была предпринята еще в 2007 году некими братьями Чехоевыми, выходцами из Южной Осетии. Добившись разрешения на разрушение церкви с перспективой последующего ее восстановления в прежнем виде, в конечном итоге их действия привели к тому, что церковь, получившая значительные повреждения еще во время разрушительного землетрясения в 1991 году, была полностью снесена. Объяснить подобное кощунство эти люди смогли лишь тем, что, по мнению привлеченных ими же специалистов, церковь реставрации не подлежала. Казалось бы, процесс восстановления церкви начался, но уже на первом этапе строители в своих «лучших» побуждениях пошли еще дальше. С территории Храма были вывезены камни, которые остались от разрушенных стен. Ну а после этого действа начались происходить разного рода мистические события в семьях, привлеченных к «восстановлению», после чего стройка была срочно законсервирована.
После войны августа 2008 года к вопросу восстановления Сырх Дзуар вернулись опять. На этот раз по инициативе властей Республики. Реализовать имеющийся проект восстановления «Сырх Дзуар» было поручено тогдашнему министру капитального строительства. Однако вопрос так и не перешел в плоскость конкретики – через определенное время министра освободили от занимаемой должности, а новому главе строительного ведомства задание его предшественника уже не перепоручили.
В последствии вопрос восстановления Храма обсуждался не раз. Были даже предложены конкретные проекты его строительства, не имеющие, кстати, фактически ничего общего с тем, какой церковь была до разрушения. Далее вопрос восстановления храма получил новый виток. Дмитрий Медведев, еще будучи Президентом Российской Федерации, во время своего визита в Южную Осетию выразил готовность выделить определенные финансовые средства на строительство христианского храма в Цхинвале. Местные власти в выборе места для последующего строительства церкви остановились на территории рядом с Центральной Республиканской библиотекой, где в свое время располагалась школа №4. В кратчайшие сроки был создан специальный фонд, перечислены денежные средства, однако вопрос строительства храма вновь завис. Причина, по словам Уполномоченного по делам религии при Президенте РЮО Сони Хубаевой, в том, что на тот момент пришелся период внутреннего раскола местной православной Епархии. Однако средства, выделенные для строительства церкви, остались и впоследствии, вернувшись к этому вопросу, было решено их использовать для другой цели – возрождения «Сырх Дзуар»-а. Было решено, что на этом святом месте будет построена новая церковь и после долгих «мытарств» Сырх Дзуар обретет свою вторую жизнь. Однако вопрос усложняется одним немаловажным фактором. Один из новых проектов, оказавшийся в распоряжении нашей редакции, по которому предусматривается строить здание церкви, вызывает недоумение, поскольку уже даже одним своим визуальным восприятием вызывает откровенный душевный протест.
Дело в том, что церковь, которую предполагается воздвигнуть по этому проекту не имеет ничего общего с Сырх Дзуар. Белые стены, закругленные золотистые купола – уже одного этого достаточно, чтобы противоречия, возникающие даже при беглом взгляде на данный проект, нашли свое объяснение. Непонятно, кому вообще пришло в голову выносить подобный проект как вариант для строительства и зачем. Ведь воссоздание именно прежнего храма имеет для нас существенное значение. Прежде всего, своим символическим значением и цветовой гаммой. Словом, восстановление храма на месте разрушенной церкви необходимо по причине сохранения преемственности в сакральном плане.
Фактически все, с кем нам удалось пообщаться по вопросу о судьбе Сырх Дзуара единодушны в своем мнении: к восстановлению церкви нужно приступить как можно скорее, но в то же время нельзя позволить осуществить строительство на этом почитаемом и святом месте по искусственно навязываемому проекту. Нелли Табуева, начальник отдела охраны памятников при Министерстве культуры РЮО считает, что строить новую церковь по проекту, который фактически ничего общего с историческим вариантом не имеет, категорически неприемлемо. По ее словам, те два проекта, которые в настоящее время предлагаются, к сожалению, не имеют ничего общего с той постройкой Красной церкви, которую мы все еще помним. Интерьер этой церкви был уникальным, аналогов которого фактически нет. У отдела охраны памятников, по словам его начальника, есть возможность воссоздать проект этой церкви. Есть фотографии, есть замеры, есть подробное описание материала, из которого должен быть построен Сырх Дзуар. Соня Хубаева, Уполномоченный по делам религии при Президенте РЮО в свою очередь также настаивает на необходимости возрождения храма в первозданном историческом виде. Такого мнения придерживается и большинство представителей духовенства Южной Осетии. В этом случае непонятно, кому еще, каким рычагам давления по силам лоббирование чуждого нашей истории и ментальности проекта? Есть еще немало вопросов, но на их фоне все же обнадеживающе высвечивается надежда – надежда на то, что решение данного вопроса ознаменует уже начало нового, 2013 года.