Скандал вокруг встречи некоторых членов московской осетинской общины с грузинским католикосом обнажил давно назревшие проблемы во внутриосетинском общественно-политическом пространстве.
Несмотря на то, что речь идет о тенденциях, проявляющихся в Северной Осетии и среди осетинских диаспор в России, эта проблематика имеет сугубо внутриосетинский характер и в силу своей специфики не может быть поручена сфере ответственности только министерства иностранных дел.
Как продемонстрировали политические события последних нескольких лет в Южной Осетии, взаимосвязь диаспоры и республики гораздо более глубока, нежели многие полагали ранее. Правда, как показали те же неоднозначные процессы, пока что политические импульсы со стороны разного рода финансово-политических и лоббистских группировок «островной» Осетии в большей степени доходят до «материка», нежели интересы республики транслируются в многочисленных осетинских общинах. Прецедент Гочи Дзасохова - яркое тому подтверждение, данный случай также стал показателем того, насколько это направление провалено после войны 2008 года.
До признания независимости РЮО среди политических кругов республики существовало понимание того, что многое в судьбе республики зависит от консолидированной позиции диаспоры с ее лоббистскими возможностями и обеих частей Осетии, соответственно, проводилась активная политика в этом направлении. Однако затем дальнейшее взаимодействие свелось к предоставлению или наоборот, подрядов и преференций различным кругам как в Северной Осетии, так внутри осетинских общин, а политическая составляющая взаимодействия «островной» и «материковой» Осетии плотно и безнадежно вращалась вокруг предвыборной тематики. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться противники независимости республики, развернув активную работу в наиболее крупных осетинских общинах, а также в Северной Осетии. Как результат там стали звучать голоса о том, что Южной Осетии и Грузии необходимо помириться, как помирились немцы и русские, несмотря на мировые войны. Авторы подобных кощунственных высказываний, видимо, забывают о том, что примирение Германии и России стало возможным только после Нюрнбергского трибунала над нацистскими преступниками и многолетней политики денацификации в Германии, которая, в частности, включала запрет политических структур нацистов, их лозунгов и литературы. Кроме того, Германия отказалась от каких-либо территориальных претензий к окружающим ее государствам, несмотря на то, что от нее в качестве наказания были отторгнуты многие территории, а проживающие там немцы депортированы в оставшуюся часть страны. Речь идет о Восточной Пруссии, тех землях, которые вошли в состав Польши и др. Всего принудительно было переселено более 8 миллионов немцев. Вдобавок ко всему, Германия до сих пор выплачивает компенсации угнанным в третий рейх на принудительные работы.
Ничего подобного даже приблизительно мы не наблюдаем в Грузии. Поражение партии Саакашвили вовсе не означает, что грузинское общество отреклось от ультра-шовинизма. Наоборот, Саакашвили проиграл потому, что не смог реализовать чаяния своего электората по возвращению Южной Осетии и Абхазии. От него отреклись не потому, что он развязал агрессию, а из-за того, что потерпел поражение в войне против Южной Осетии и России. А это совершенно разные вещи. К тому же не следует забывать о том, что коалиция Иванишвили включает в себя разные политические силы, в том числе звиадистов, рядом с которыми даже Саакашвили и его сторонники являются интернационалистами.
Поэтому без выполнения необходимых условий со стороны Грузии, неоднократно озвученных руководством Южной Осетии, попытки начать какие-либо отношения с «чистого листа» представляют собой предательство памяти всех тех, кто погиб в борьбе за независимость и тех, кто все эти годы под градом ракет и снарядов, терпя всевозможные лишения, не покинул Южную Осетию. Это также предательство последующих поколений, поскольку соглашательство создает для них реальную перспективу повторения агрессии и новых попыток подчинить Южную Осетию со стороны Грузии.
Тем не менее, подобные истины понятны далеко не всем. Определенная прослойка жителей Северной Осетии поспешила воспользоваться предоставленной Саакашвили возможностью прокатиться по Военно-Грузинской дороге на курорты в Боржомском ущелье и других местах, откуда в свое время были изгнаны осетины, популярным местом отдыха некоторых наших соотечественников стали грузинские казино, открытые поближе к Верхнему Ларсу. И все маскируется под лозунгами вшивого «пролетарского интернационализма», который в сегодняшних условиях представляет собой одну из форм национального ренегатства.
Впрочем, в данном случае речь скорее идет о плодах целенаправленной политики властей и спецслужб Грузии, начавшейся претворяться в жизнь после августовской войны. В результате анализа причин провала кровавой авантюры 2008 года были сделаны выводы о том, что в немалой степени на принятие решения о проведении операции по принуждению Грузии к миру повлияла позиция региональных элит и общественности Северного Кавказа, включая, разумеется, Северную Осетию, не допускавших мысли об уступках Грузии за счет родственных им абхазов и осетин.
Поэтому на свет появилась северокавказская стратегия Грузии, предусматривавшая целый комплекс мероприятий, как информационного, так культурного и экономического характера. Параллельно с этим свою работу вели грузинские спецслужбы, чьи связи с террористическим подпольем давно не новость.
Основной целью обозначался подрыв позиций федерального руководства среди населения северокавказских республик, в расчете на то, что в случае еще большего обострения ситуации в регионе Москве станет не до Южной Осетии и Абхазии.
Дело дошло даже до того, некоторые лица из числа северокавказских добровольцев, в начале 90-х воевавших против Грузии на стороне Абхазии, стали ездить на различного рода конференции и другие мероприятия, организуемые грузинскими властями. Одновременно такая же деятельность проводилась в отношении Осетии. Результат не заставил себя долго ждать - в осетинских общинах появляются разного рода непонятные личности типа Дзасохова, организуются сомнительные мероприятия с участием политических и творческих деятелей из Осетии и Грузии, на которых звучат лицемерные двуличные призывы к «дружбе» народов. Предпринимается попытка тех же кругов пробиться к власти на выборах как в Южной, так и в Северной Осетии. Помимо этого, определенные усилия прилагаются по линии экономической экспансии. В частности, появлялась информация о планах того же Гочи Дзасохова купить Бесланский маисовый комбинат, находящийся в сложном положении и др.
Одним словом, работа велась обстоятельно, правда, большинство попыток потерпели фиаско, но это не означает, что продолжения не будет. Именно поэтому Южной Осетии следует максимально активизировать работу по налаживанию взаимодействия как с общественностью и официальными структурами Северной Осетии, так и с осетинскими общинами. Общенародное осуждение встречи с католикосом послужит в данном случае хорошим импульсом для активизации работы в этом направлении. Причем, речь не только об органах власти, но и партиях и общественных организациях, необходимо также заставить расшевелиться инертный «Стыр Ныхас».
Возможно, следует подумать и о целесообразности разработки некоей государственной программы по работе с осетинскими общинами и интеграции с Северной Осетией. Ведь пока абхазы мобилизуют свои диаспоры в интересах поддержки позиций Абхазии в других странах, перед нами, напротив, встает проблема следования некоторых общин общенациональным интересам.
Программа, разумеется, не должна способствовать бюрократизации процесса, а придать этой работе комплексный характер по аналогии с северокавказской стратегией Грузии, которую грузины не поленились разработать сугубо в подрывных целях.
Особое место должно занять усиление взаимодействия по линии молодежных организаций, многие до сих пор помнят многочисленные масштабные акции в поддержку независимости Южной Осетии и против политики геноцида со стороны Грузии, организованные молодежными организациями Севера и Юга, с участием осетинской молодежи, проживающей в России. Они стали наглядной демонстрацией консолидации осетинского народа против общего врага.
Важнейшее значение имеет также проведение согласованной информационной политики по ключевым вопросам, которые одинаково актуальны для диаспор, Севера и Юга Осетии. Пока что на сегодняшний день на осетинских информационных ресурсах мы видим лишь взаимные плевки и оплеухи на потеху нашим противникам. Для начала было бы неплохо ввести в традицию и регулярную практику приглашение североосетинских журналистов на все важные мероприятия в Южной Осетии и наоборот, а также продумать совместные информационные проекты. Независимо от того, будут ли обе части Осетии объединяться де-юре в ближайшие годы или нет, никто не снимал с повестки дня вопрос всесторонней интеграции двух частей одного и того же народа.