В Республике Южная Осетия, как и во всём христианском мире, отметят Пасху — Воскресение Христово. В этом году главный христианский праздник выпадает на 5 мая. Сегодня — последний день Великого поста. В Храме Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на воскресенье пройдёт праздничная литургия, которую отслужит Благочинный Цхинвальских церквей иерей Иаков Хетагуров. На церковной площади будет организована пасхальная ярмарка.
Как рассказал ИА «Рес» отец Иаков, Пасху отмечали ещё до рождества Христова.
«Этот праздник справляли многие народы, — сказал отец Иаков. — Пасха была праздником возрождения, праздником новой жизни. Древние иудеи праздновали её в честь исхода из египетского рабства. Мы знаем, что они жили в Египте и там они оказались в рабстве. Понимания, что дальнейшее их существование там невозможно, они вышли из Египта вместе с Моисеем и шли в землю обетованную».
По его словам, Пасха связана с последними днями Иисуса Христа на земле.
«Проповедь Христа была обращена ко всему миру, она была адресована всем народам. И это была проповедь перерождения, то есть изменения грешной души в праведную, — сказал отец Иаков. — Истина есть праведность. Но узко-национально настроенные иудеи не восприняли её, они подстрекали народ к недовольству Христом, и с помощью лжесвидетельства организовали неправедный суд над Ним».
После этого, по словам отца Иакова, они передали его римским властям и вынудили шантажом римского прокуратора казнить Христа. Он отметил, что именно с момента смерти Христа начинается распространение христианства по всему миру.
«Бог показал, что он обладает и жизнью, и смертью, — сказал отец Иаков. — Новая Пасха учреждена Христом во время тайной вечери, где он раскрыл своим ученикам тайну мира: он сказал, что сын человеческий (как он сам себя называл, потому что был воплощением Бога на земле) будет предан и воскреснет на третий день по писанию. Христианская пасха — это праздник, победа вечной жизни над смертью».
По словам отца Иакова, Пасха становится днём для духовной радости людей. Он добавил, что на Церковной площади пройдёт пасхальный крестный ход и освящение пасхальных куличей и яиц.
«Это великий праздник радости, жизни, Бога и людей, праздник единения Бога с людьми, — сказал отец Иаков. — Ночью на 5 мая пройдёт пасхальный Крестный ход, утреня и литургия. Приглашаем всех христиан, всех тех, кто принимает в сердце своём воскрешение Господа. Мы будем вместе молиться за спасение наших душ, за благополучие нашей Родины и нашего народа».
Из истории известно, как раньше праздновалась Пасха в Южной Осетии. В этот день устраивалось большое общинное торжество. С этой целью заранее собирали деньги на жертвоприношение по домам – зерно, солод на изготовление пива. Из собранных продуктов несколько семей, которым по очереди поручают ежегодные организации сельских пиршеств, в данном случае пасхальных, устраивали совместную трапезу, а молодёжь в это время — разные игры, танцы и развлечения. Большой популярностью пользовались игры с пасхальными яйцами: в первую очередь, это были тулæнтæм къуырццытæ. Яйцо издавна играло большую роль в весенних обрядах у многих древних народов.
Среди других малоизвестных пасхальных развлечений осетинской молодёжи следует отметить устройство качелей — херы. В праздничный день молодые сельчане устраивали на площади танцы, продолжавшиеся до позднего вечера. Где-нибудь рядом устанавливали несколько качелей, на которых раскачивались девушки и дети, но раньше катались взрослые женщины и даже пожилые. Считалось, что раскачивание очищает человека от зла и делает его лёгким.
Другим видом развлечений на Пасху было устройство подобия карусели — цъил, предназначенного также для молодёжных увеселений. Молодые парни устанавливали деревянный столб, врыв его в землю. Верхушка его венчалась старым колесом, подвижно соединённым со столбом осью. К колесу прикреплялось несколько вожжей или толстых верёвок с петлями на свободных концах для сидения. Желающие покружиться садились в петли и, отталкиваясь ногами от земли, приводили сей механизм в движение. Как правило, устройство этих каруселей сопровождалось соревнованием «чья карусель лучше (хуыздæр кæй цъил у)».