На сцене югоосетинского драматического театра имени К.Л. Хетагурова состоялась премьера спектакля Уильяма Шекспира «Гамлет». Со времен Шекспира эта знаменитая и самая глубокая из его трагедий подвергалась многочисленным переработкам и постановкам. Казалось, что все интерпретации исчерпаны, но режиссер-постановщик Роман Габриа сделал невозможное - взяв за основу историю Датской королевской семьи, и включив в него элементы осетинского фольклора и обычаев.
Югоосетинская творческая труппа в очередной раз доказала свой высокий профессионализм. безграничную любовь к театру и преданность зрителю. Спектакль с первых же минут заворожил зрителя, и заглянув в зал можно было видеть изумленные и вдохновленные лица почитателей театрального искусства. Нельзя не отметить и виртуозную игру главного героя принца Дании – Гамлета, которого сыграл Сослан Бибилов. Он искусно показывает терзания души молодого принца, недавно потерявшего отца, для которого в один миг рухнули надежды на светлое будущее и который разочаровался в жизни и в людях. Скорбь Гамлета усугубляется, когда к нему в ночи приходит призрак его отца, который поведал сыну о тайне своей смерти. Гамлет загорелся желанием отомстить за убийство отца. Он пишет письмо другу Горацио, где говорит о ночном призраке в полном военном облачении схожего с датским королём. Роль Горацио сыграл превосходный актер Дмитрий Парастаев. Непринужденные, выразительные речи, которого заставляют задуматься даже самого отдаленного от мира искусства человека. Именно Горацио предлагает притвориться принцу сумасшедшим, чтобы разоблачить людей, которые погубили его отца. Горацио - олицетворение бескорыстной доброты, дружбы, благородства и чести. Он настоящий друг и пытается всеми силами помочь Гамлету.
Гамлет же просит труппу бродячих актёров поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив немного из своих сочинений. Таким образом «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действием пьесы и уходит после того, как в пьесе Гамлета вливают яд в ухо царю. Этим он себя и выдал.
Одна из сильнейших сцен, когда Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит свой знаменитый монолог: «”Быть или не быть — таков вопрос...” Почему мы так держимся за жизнь, в которой, только гнёт сильных и насмешки гордецов?!». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти. Безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам».
Короля Клавдия, отягощена убийством, играет великолепный, талантливый актер Ролик Козаев. Его тревожит поведение Гамлета, он обеспокоен. Что кроется за ним — неужели сумасшествие? Или что иное? Догадываясь, что пасынок притворяется с какой-то дурной целью и впадает в ярость. Также Козаев превосходно играет другую, не менее важную и интересную роль - призрака отца Гамлета. Его бледное, мраморное лицо бросает в страх, и одновременно слит неминуемую победу доброты и справедливости.
Остроту сюжету придает и прекрасно подобранная музыка, присущая средневековью. Грустные мотивы придавали трагичность ситуации, побуждая к раздумьям, с барабанным ударом сердце начинало биться чаще. Особую роль играют и декорации, в народном осетинском стиле. В них находишь что - то свое, родное, несмотря на то, что все действия происходят в далекой Европе.
Все события в спектакле проходят на грани ума и безумия, и каждый зритель сам дает определение поступкам Гамлета. Он однозначно противоречив, умен, талантлив, но в этой жизни не нашел себе места. Единственный смысл его существования - месть. Причина трагедии Гамлета не его личная боль, вызванная кончиной отца, скорее это протест против безнравственности, устарелых моральных устоев и традиций.
Смерть короля и королевы стало олицетворение победы вечной борьбы добра над злом. Виновники в смерти невидного правителя Дании наказаны, но ценой многих жизней, в том числе и самого Гамлета.