В исторических хрониках много свидетельств о военном искусстве наших предков скифов, сарматов, алан. Однако, в описании летописцев древности их военная организация, несмотря на обилие фактов, предстает все же достаточно поверхностно. Только аланское войско, и то благодаря римским источникам, определяется как хорошо структурированная сила.
Скифы, например, вообще упоминаются как молоорганизованная орда, которая налетает на противника тучей, осыпая его стрелами и дротиками. Единственное, что оказывается достойным пера большинства древних хронистов, так это стрельба с коня из лука вполоборота назад и тактика ложного отступления. То же и в отношении сарматов, закованных в броню, вооруженных длинным копьем и абсолютно беспомощных при спешивании с лошади. Аланы описываются умелыми войнами, но тоже преимущественно всадниками с добротным личным вооружением. Даже современные исследователи не указывают на сложность и разносторонность военной организации скифов, сарматов и алан.
Несомненно, что общность народа, которая ставила в основу своего существования именно военную составляющую, не могла не сформировать в течение веков устоявшиеся военные традиции. Причем, во всех отраслях военного дела. Мы не будем сегодня говорить об общих вопросах. К примеру, расскажем о наличии у наших предков такого важного и характерного элемента в военном деле как осадные орудия. Именно существование в военной структуре специальных механизмов, приспособленных для взятия городов и крепостей, отличает вооруженных варваров от организованной армии. Как ни странно, в исторической науке в своем большинстве, например, скифы предстают именно варварами. Вооружение скифа лук, стрелы, копье или дротик, реже металлические доспехи и щит. Но разве можно было только с таким личным вооружением брать города и крепости в греческом Причерноморье или в Малой Азии. Едва ли. Мы все представляем штурмующими крепостные стены греков или римлян. Но конного скифа, спешившегося и лезущего по приставным лестницам едва ли. И, тем более, скифское войско, использующее штурмовые орудия. Однако, у нас есть свидетельство древнегреческого историка Публия Геренния Дексиппа (236 год н.э.), рассказывающего об осаде скифским войском нескольких греческих городов с широким использованием всего набора осадных машин той эпохи. Приведем рассказ об осаде греческого города Фелипполя, расположенного на границе Греции и Македонии: «К этому-то городу, как древнейшему и весьма значительному, скифы приступили с целью осады. Воевали они следующим образом: держа щиты над головами для защиты от бросаемых сверху снарядов, они обходили вокруг города, высматривая, где бы по тонкости и низкости стен можно было пробить их или взобраться на них по приставленным лестницам. Затем они сначала шли на приступ с метанием дротиков и стрел … Потом они делали попытку проникнуть в город, утвердив лестницы и осадные орудия. Последние состояли из крепко сколоченных в виде четырехугольника бревен и представляли собой машины, похожие на домики; натянув над ними кожи, чтобы обезопасить себя от всяких бросаемых сверху снарядов, они приближались к городским воротам, выставив перед собой щиты и передвигая машины на колесах и рычагах; в то же время некоторые, приподнимая длинные бревна, окованные железом во избежание поломки при ударе, пытались разбить ими стену; другие приставляли лестницы, из которых одни сколочены были по прямой линии, а другие были на колесах и сгибались в обе стороны; эти последние, приблизив к стене, разгибали при помощи канатов, прикрепленных к вершинам лестниц, чтобы выпрямить и прислонить к стенам. Иные придвигали к стене деревянные башни на колесах, чтобы, приблизившись, бросать с них помосты и устроить переход по ровному мосту. Таково было у них изобилие осадных орудий. Не достигнув никакого успеха при помощи машин… они порешили насыпать высокий вал к городу, чтобы можно было сразиться, стоя в уровень с врагами. Вал этот строили они так: сносили бревна из окрестных построек и, выставив перед собой щиты, сбрасывали эти бревна в ров. Сделав это, они наносили земли и всякого мусора между обоими краями рва и, таким образом, ускорили возрастание насыпи».
В этом описании мы видим все основные методы осады и штурмовые орудия, применяемые в той эпохе при штурме городов и крепостей. В описании осадных орудий мы узнаем таран, устроенный в деревянной конструкции на колесах с подвешенным в нем бревном, спереди окованным железом. Это бревно, удерживаемое ремнями в горизонтальном положении, раскачивалось воинами, и им били в ворота или стену, постепенно их разрушая.
У древнеримского историка Флавия есть более подробное описание действия такого орудия: «Это – чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабженная крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила свое название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоящейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперед, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетенной из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раздался страшный вопль, точно он уже был покорен»...
В описании штурма скифами города Фелипполя мы видим и осадную башню, предназначенную для обеспечения быстрого доступа осаждающих на стены осаждаемой крепости. Дополнительной функцией являлось прикрытие штурмующих от обстрела противника при подходе к стенам. Представляла она собой крупную деревянную конструкцию, обычно прямоугольную в основании. Высотой осадная башня, как правило, равнялась осаждаемой стене или была чуть выше, чтобы лучники осаждающих могли вести стрельбу по защитникам с верхней площадки. Так как материалом для её изготовления служило дерево, для защиты от огня башню покрывали негорючим материалом, обычно это были свежесодранные шкуры скота или, значительно реже, металлические листы. Передвигались башни, как правило, на четырех колесах, ручной тягой или тягловым скотом. Основным назначением осадной башни было обеспечение штурмовой группе быстрого и массового доступа на стену. Для этого башню подвозили как можно ближе к стене и опускали мостик. Таким образом, штурмующие, до опускания мостика прикрытые башней от обстрела противника, могли захватить участок стены и предоставить возможность основным силам ворваться в город или крепость. В свидетельстве древнегреческого историка Дексиппа мы видим и описание нескольких видов штурмовых лестниц, как простых приставных, так и сложносоставных.
В отношении сарматов и алан прямых сведений об использовании ими осадных орудий нет. Однако очевидно, что сарматы и, особенно аланы, участвуя во многих военных походах, не могли не использовать осадные машины. Ведь многочисленные города и крепости не могли быть взяты только стремительным наскоком конницы.
Среди важных оборонительных укреплений, сокрушенных аланами позднего средневековья мы знаем и город Гори. Это был важный стратегический пункт восточногрузинского царства. Даже сегодня крепостные укрепления городской крепости вызывают уважение. Понятно, что только в том случае, если аланские войска имели на своем вооружении осадные орудия, крепость Гори могла быть взята штурмом.
В сказаниях о Нартах мы встречаем упоминание о штурме укрепленного пункта. В эпизоде «Как нарт Батрадз взял крепость Хиз» говорится об использовании гигантской стрелы и лука, из которых во вражескую крепость был запущен герой эпоса. Первоначально нарты не смогли взять укрепления. Тогда нарт Батрадз просит привязать его к стреле и так выстрелить в сторону стен Хиза. «Ударился о стену Батрадз, проломал ее и прошел насквозь всю крепость, разрушая ее так, что с противоположной стены посыпались камни», – говорится в эпическом сказании. То, что это литературное описание именно стенобитного орудия говорит то, что стрела пробивала стену, а не залетала навесно во двор укрепления, что было бы логично при обстреле собственно стрелами. Отметим, что в древности существовало специальное осадное орудие «баллиста», которая стреляла гигантскими стреловидными снарядами. Понятно и то, что авторы, слагавшие эпос не желали связывать действия героев с утомительной процедурой осады. Дело это было долгое, трудоемкое и без внешнего эффекта. Одним словом, герои не могли заниматься такой рутиной. Поэтому, видимо, авторы литературного сказания не считали важным говорить в деталях о таких вещах. Вот налет на соседнюю страну, битва в степи, где проявляется личное мужество, а не сила бездушных машин – это другое дело.
На одной из иллюстраций к Сказаниям о нартах художник М.Туганов изображает стрелка обстреливающего врагов из очень интересного приспособления. Это лук, в который заряжено одновременно несколько стрел, такой своеобразный стреломет. В древности на вооружении войск находилось подобное орудие, стреляющее пакетом из нескольких стрел. Но это уже тема другого материала. Стоит лишь подчеркнуть, что осетинский гений Махарбек Туганов всегда отличался скрупулезностью в своих картинах, оставив, таким образом, богатое наследие, которое еще нуждается в серьезном изучении.
И в заключении хочется указать, что хотя в исторической науке и считается, что о скифах, сарматах и аланах сказано все или почти все, время показывает, что многие устоявшиеся понятия все же можно пересмотреть. Как, например, то, что скифы, сарматы и аланы в своей военной организации отнюдь не были ограничены.
Роберт Кулумбегов