На юге и севере Осетии сегодня отмечают 156-й день рождения выдающегося осетинского поэта, прозаика, драматурга, художника, театрального и общественного деятеля, публициста основоположника осетинского литературного языка, истинного патриота Коста Левановича Хетагурова.
Коста родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар в семье военнослужащего русской армии Левана Хетагурова.
Мать Коста, Мария Губаева, умерла вскоре после его рождения, после чего воспитанием маленького Коста занялась родственница Чендзе.
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую профессора Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года Коста Хетагуров печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.
Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».
Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания.
В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.
Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне — село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезён во Владикавказ.
В своей литературной деятельности он придерживался принципов реалистического искусства. Он стал основоположником осетинского литературного языка. Он всегда был реалистом и в поэзии, и в драматургии, и в живописи.
Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках. Поэмы «Фатима», «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.
Поэзия для Хетагурова - высокое служение свободе, Родине, народу. Поэт - борец, его стихи - это «орошенная слезами» боль, кровь его сердца. Поэт должен быть органически спаян с родным народом. Свое творчество он так и мыслил - в неразрывном единстве с народными мечтаниями.
Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах, также эта тема - отражение достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.
Коста до боли любил свою Родину и болел за судьбу совего горячолюбимогонарода.
Не потому ли он писал в своих бессмертных произведениях воспевая свободу народа:
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу,
Я смог когда-нибудь к свободе проложить
Память о Коста жива в народе и будет жить пока живет осетинский народ!