У православных идет самая строгая последняя неделя Великого поста, Страстная седмица, которая завершается великим праздником светлого воскресения Христово или Пасхи.
На протяжении всей недели церковь вспоминает последние дни земной жизни спасителя, его страдания, распятия на кресте, и погребение, рассказал ИА «Рес» благочинный Цхинвальских церквей иерей Иаков Хетагуров.
Как рассказал Хетагуров, с первых веков Христианства великие дни Страстной седмицы особо чтились верующими.
«По свидетельству святителя Иона Златоуста в Страстную седмицу первые христиане усиливали пост и молитву, желая неотступно быть с господом в последние дни его жизни, - сказал Хетагуров. - Подражая Христу, перетерпевшему мучительные страдания из любви к падшему человечеству они старались проявлять особое внимание к своим ближним не осуждая их за грехи и обиды».
По словам Хетагурова в дни Страстной седмицы нельзя употреблять в пищу мясные, молочные, яичные и рыбные продукты, в течение недели едят лишь фрукты, овощи и хлеб.
«Во все дни страстной седмицы человеку важно не только ограничить себя в еде, но и отказаться от каких-либо развлечений», - уточнил священнослужитель.
По словам Хетагурова богослужения в страстную седмицу отличаются от других богослужений.
«Во все дни страстной седмицы Великого поста на богослужениях читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад, - сказал Хетагуров. - О Тайной вечере в Сионской горнице, предательстве Иуды, суде, распятии и воскресении».
По рассказу Хетагурова в Великий понедельник церковь вспоминала иссушение господом бесплодной смоковницы, которая встретилась на пути Иисусу, шедшему тогда в Иерусалим.
«По преданиям, идя в этот день, Христос увидел по дороге растущее дерево смоковницы, подойдя к которому Христос увидел, что она не плодоносит и сказал “ Да не будет же впредь от тебя плода во век ” и дерево в тот час высохло, - рассказал Хетагуров. – Бесплодная смоковница – это образ человека, который внешне выглядит благочестивым, соблюдает все посты и несет молитвенные подвиги, но внутренне духовно он оказывается мертвым, то есть все церковные темы, которые он исполняет, являются фальшью».
В Великий вторник, по словам Хетагурова, в церкви вспоминались притчи Христа сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о десяти девах и о талантах, о дани кесарю, о воскресении мертвых и Страшном суде.
«В этот день церковь особо призывает верующих к духовному бодрствованию на дела милосердия дарованных от бога способностей и сил, ибо по слову спасителя если вы сделали доброе одному из братьев моих, то сделали мне», - сказал священнослужитель.
Великая среда, рассказывает священнослужитель, связана с предательством Иуды Христа за 30 сребреников, а также с раскаяньем блудницы, омывшей ноги Иисуса слезами и мирой, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, тем самым приготовившая Христа к погребению.
«В среду принято исповедоваться и причащаться», - пояснил Хетагуров.
По словам Хетагурова в Великий Четверг вспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день.
«Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды», - уточнил Хетагуров.
Как отметил Хетагуров, Великий четверг еще именуется чистым четвергом.
«В день чистого четверга принято наводить порядок в доме, мыть окна, стирать, то есть полностью очистить свой дом, - рассказал иерей Иаков. – Все это делается для того, чтобы подготовить свой дом к празднованию Святой Пасхи».
Великая пятница, рассказывает благочинный Цхинвальских церквей, посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом, распятии, крестной муке и смерти Спасителя.
«На утрени Великой пятницы (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей, - сказал иерей Иаков. - В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения его в гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и плачи Пресвятой Богородицы. В вечернем богослужении будет погребение плащаницы, плащаница будет занесена в алтарь как в склеп, где Христос воскрес».
Как пояснил Хетагуров, в великую пятницу с восходом солнца и до окончания богослужения принято воздерживаться от пищи.
«В этот день следует отказаться от всех домашних работ, - отметил Хетагуров. – Так же в этот день принято давать пожертвования».
В Великую субботу, рассказал Хетагуров, церковь вспоминает погребение Христа, и сошествие душою в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших его пришествия.
«В этот день богослужения начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня. В день субботы последние субботние песни, так называемой пасхальной полуношницы, сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений. В храмах проводят освящение куличей, Пасхи и яиц. Церковь, таким образом, дает благословение на употребление пищи, которая была запрещена во время поста», - заключил благочинный цхинвальских церквей.