Русское Замоскворечье, Москва купеческая. Её образ и отражение в контексте пореформенной России в комедии «Лес» Александра Островского.
Драматург вторгается в купеческий и помещичий социум, во главу угла ставя семейный конфликт, «завязывающийся» в комедии вокруг помещичьей усадьбы Гурмыжской, окружённой лесом. Лес же как имидж общества потребления, который современным зрителем ассоциируется с нашей эпохой.
У русского классика дана краткая, но точная характеристика нравов старого общества – «здесь братство дикое». Эту комедию и показывает нам труппа Государственного драматического театра имени Коста Хетагурова Республики Южная Осетия на фестивале «Южная сцена».
Для нальчикского зрителя, всегда предпочитающего классику, «Лес» явился той желанной отдушиной, которая так скрасила нашу осеннюю хмарь, с только-только отмерцавшим – да так скоро! – бабьим летом.
Место действия пьесы – гостиная Гурмыжской становится ареной социального ристалища, где в бескомпромиссной, но шаржированной схватке сходятся противоборствующие стороны. Геннадий Несчастливцев, любовная пара Пётр и Аксинья и, конечно же, в эпицентре социального водоворота Гурмыжская. Любовная коллизия на фоне сатирически окрашенной сюжетной линии, к тому же приправленная независимым духом Несчастливцева, артистами Южно-Осетинского театра подана с истинно островским духом, в котором срываются маски лицемерия, так называемой благовоспитанной элиты поместного дворянства.
В «Лесе» дотошная критика давно нащупала некий эзоповский заряд – аллегорию, идеологически оформляющую нравы и традиции «барства дикого». Пьеса, уводя нас в годы пореформенной России, как в зеркале являет и нашу современность. С издержками так называемого доморощенного «дикого капитализма». Это показано артистами театра Коста Хетагурова с исчерпывающей наглядностью.
Адель СНЕГИНА, газета «Кабардино-Балкарская правда»