В глубине живописного Цейского ущелья на высоте 1946 метров над уровнем моря среди хвойных лесов на поляне "Рекомыфæз" расположено одно из древнейших святилищ Осетии РЕКОМ.
Как появилось святилище?
История его возникновения описана в нартском эпосе. Бог по поводу смерти нарта Батраза проронил три слезы, и на месте, где слезы упали на землю, возникли святилища: Мыкалгабыртæ, Таранжелоз и Реком.
Вопрос о времени строительства здания святилища до сих пор не разрешен. В соответствии с исследованиями, проведенными В. Абаевым, он мог возникнуть в период XIII–XIV вв.
Согласно легенде в древние времена Уастырджи решил выстроить для осетинского народа святилище из бревен, которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством обладали деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи послал волов перевозить оттуда бревна через гору напротив Рекома, где ныне находится ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись, а из бревен сам собой без помощи человеческих рук выстроился деревянный храм.
Тайной остается и само название святилища. Имеется ряд версий, но ни одна из них не имеет доказательной базы.
По версии профессора А. Магометова, слово "Реком" – производное от грузинского "рекъва", что означает звонить в колокол. Абаев же считает, что это слово связано с грузинским "ркони" (дубовая роща), а по "народной" версии, которую поддерживает руководитель реставрационных работ на Рекоме С. Джанаев, оно – производное от осетинского "Хурыком".
На глубокую древность святилища указывают многочисленные предметы, привезенные из Египта, Ирана, Малой и Средней Азии и находившиеся в Рекоме при проведении реставрации и раскопок Е. Пчелиной в 1936 году: шлем с панцирем, колчан и копье знаменитого Ос-Багатара, стрелы и наконечники стрел, пули говорят о покровительстве святилища воинам-путникам (мужчинам).
Земля и камни на территории Рекома хранят древнюю и славную историю Алании. Аланы-воины, благословленные в Рекоме, уходили в походы и возвращались с честью и ратной славой. В древние времена здесь был заведен воинский обычай, когда двое друзей, отправляясь на войну, шли в Реком и давали клятву верности друг другу на поле брани. Из каждого колчана вынимали по стреле, перемешивали их, одну переламывали пополам и оба куска оставляли в стенах Рекома. Это обязывало с самоотверженностью оборонять друг друга в бою, а в случае гибели одного побратима другой должен был вынести тело из сражения и с почестями похоронить его.
Празднование
Праздник отмечается в первой половине июня, в субботу перед праздником "кæрдæгхæссæн" и длится неделю. В 2019 году он отмечается с 8 по 15 июня.
В Реком на праздник собирались со всех концов Осетии. Женщины и дети к нему не допускались. Нельзя было проезжать мимо верхом, следили за тем, чтобы в районе святилища не прошли ослы и другие "нечистые" животные.
Принимающие участие в жертвоприношениях снимали обувь далеко за святилищем и шли босиком. Основным видом жертвоприношения считались животные (бараны, быки белой масти), которых заранее отбирали из стада. Здесь же, на месте, варилось ритуальное пиво. Кроме того, верующие приносили и посвящали Рекому "мысайнæгтæ" – жертвенные предметы: серебряные монеты, серебряные или железные вещи, стрелы, пули и др. Жертвоприношения верующими передавались одному из трех старших, имеющих доступ за каменную ограду, а те в свою очередь передавали их "дзуарлæгæн" для хранения в святилище. Как отмечалось ранее, празднование Рекома занимало неделю, и для этих целей вблизи святилища из природного камня строились специальные убежища, так называемые цардахътæ, где представители отдельных и родственных фамилий справляли обрядовые действия. По настоящее время их можно обнаружить по развалинам каменных оград.
Рекомы хорзæх уæ уæд!"