60-летний юбилей справляет осетинский режиссер, сценарист и продюсер Мурат Джусойты.
«Уроженец Южной Осетии, я в детстве переехал с семьей на север. В 1976 году окончил одну из средних школ в Северной Осетии. До поступления в институт работал в Северо-Осетинском государственном драматическом театре монтировщиком сцены, затем артистом вспомогательного состава и тренером по вольной борьбе в ДЮСШ. В 1979 году поступил на экономический факультет во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) и окончил его в 1983-ем.
Был распределен на Одесскую киностудию. С осени 1983 года по весну 1985-го служил в рядах Советской Армии.
После службы и до 1998 года работал на Одесской киностудии в качестве заместителя директора съемочной группы художественных фильмов. Ещё в 1986 году поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1991-ом. С 1999 года по 2008-й работал на Северо-Кавказской студии кинохроники кинорежиссером документальных фильмов. С 2009 года по настоящее время работаю в качестве режиссера на независимых студиях», – такова краткая автобиография от самого режиссера.
За сухими строками – внушительная фильмография: Джусойты был автором сценария и режиссером снятых на Одесской киностудии нашумевших фильмов «Фанат», «Курьер на Восток», «Человек в зеленом кимоно», «Похищение Европы» и т. д.
Мурат Джусойты мог бы и дальше снимать в Одессе или на любой другой киностудии и весьма успешно, но он решил вернуться в Осетию и снимать осетинское кино – «безумству храбрых поем мы песню».
Каждый из снятых Муратом осетинских фильмов – «Горец» и «Фарн» – заставил говорить о себе в обеих частях Осетии и получал премии на международных фестивалях.
Потом последовали двадцать лет «молчания режиссера Мурата Джусойты», которые он сам объясняет: «Я не могу снимать то, что я хочу, по финансовым причинам. Но, в то же время, я не снимаю то, что я не хочу». Редкая позиция для нашего времени, когда и художники «прогибаются под изменчивый мир».
В течение двадцати лет «молчания» его молчание не было абсолютным. Мурат снимал документальное кино на разных российских студиях и получал призы на фестивалях.
Провел первый всеосетинский вокальный фестиваль «Свирель Ацамаза», на котором впервые североосетинская публика услышала вокалистов нового поколения из Южной Осетии. Стал режиссером первого осетинского клипа.
Спустя двадцать лет после «Фарна» прозвучал новый «выстрел» Джусойты – это лента «Рудник». Фильм стал дипломантом Международного кинофестиваля «Взгляды.
Видение. История» в номинации «Исторический фильм» в г. Ланузей на острове Сардиния, Италия (21.11.2015 г.) Хотя ценность фильма, как и предыдущих фильмов «Горец» и «Фарн», не в престижных международных наградах.
Фильмы Джусойты – философские притчи. «Его режиссерская манера напоминает повествование осетинских сказителей, играющих на фандыре», – говорит о фильмах режиссера поэт Азау Хацырты.
Это кино не для «просмотра с попкорном», поскольку оно заставляет думать, сопереживать.
А еще фильмы Джусойты удивительно красиво сняты.
Шестьдесят – это расцвет для любого художника. Главные фильмы Мурат еще не снял — и в документалистике, и в игровом кино. Само время, исторический период Осетии, современником которого оказался режиссер, диктует уникальные сценарии картин.
С юбилеем, Мастер!