Другой взгляд на главную театральную премьеру этой осени

пт, 18/10/2019 - 11:10
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В четверг вечером на сцене драматического театра в Цхинвале состоялась главная премьера осени "Афхардты Хасана". Спектакль поставлен по мотивам поэмы Александра Кубалова "Афхардты Хасана", которая считается одним из лучших произведений осетинской литературы. Разумеется, было бы слишком нескромно, будучи абсолютным нетеатралом вдаваться в подробный анализ постановки. Но субъективное мнение каждого зрителя считаю важным.

Меня в театре всегда пугает какой-то навязчиво-безудержный безруковский драматизм, когда артист, вместо того чтобы убеждать зрителя в правдивости рассказываемой истории, всеми силами пытается уверить его в неиссякаемости своего таланта. В этом спектакле тоже были моменты, которые я бы без вреда для себя с удовольствием пропустил.

Но сама история, в целом, не может оставить равнодушными даже покрывшихся ледяной коркой цинизма зрителей. Это история опрокинутых судеб, история простых горцев, немного неуклюже борющихся за свою правду, за свою любовь, за свою жизнь.

Эта история о том, что добро, увы, не всегда побеждает зло, а перед любовью, великой и пусть даже несчастной, бессильно всё. Сын, узнавший от матери главную тайну своей жизни, идёт посмотреть в глаза человеку, некогда пытавшемуся опозорить их семью, а теперь идущему по следам главного героя, чтобы лишить его жизни. Но в этом и кроется вся жестокая ирония судьбы, что любовь всегда входит в твою жизнь без стука.

Между главным героем и воспитанницей его кровных врагов возникает это великое чувство, и они уже одно целое. Они уходят вместе, оставив врага наедине со своим позором. Но даже на сцене жизнь не всегда радует хеппи эндом. Убиты все. И враг, и влюбленные. Убита горем мать, так долго скрывавшая сына от опасности, но так и не справившаяся в борьбе с судьбой. Да, неоправданно жестокой. Аплодисменты в зале.

Честно признаться, сама постановка меня не убедила в рассказанной истории. Ничего не дрогнуло. И музыка! Мне ее не хватало, ее было слишком мало. Но звучание, пусть и редкое, местами некстати прерывающееся, было оправданным и неопровержимо доказывающим трагизм ситуации. Именно музыкальное оформление могло бы отвлечь от неубедительных декораций, затянутости первого акта и какой-то несостоятельности ролей второго плана.

А Фатима Тадтаева, исполнившая роль матери, измученной жизнью осетинской женщины, доказала, что артистов уровня старой школы у нас не будет ещё долго. До этого уровня добраться очень непросто. Она одна, своим пронзительным сопереживанием этой истории и своей героине смогла вытащить спектакль. Она не играла, она жила на сцене, создавая по-настоящему драматическое напряжение. Батрадз Кумаритов — Афхардты Хасана тоже оправдал свою главную роль.

Теперь я знаю, что именно таким и был главный герой повествования. Сослан Бибилов — преданный друг главного персонажа. И пусть эта роль второго плана, Бибилову бы даже в качестве гвоздя в декорациях не пришлось доказывать свою недосягаемость на югоосетинской сцене.

Таковы впечатления убежденного нетеатрала от просмотра главной премьеры этой осени.

Возможно, что-то осталось для нас незамеченным, но в любом случае идея реализована и у спектакля есть будущее!

Спектакль собрал полный зал любителей театрального искусства, в их числе президент Анатолий Бибилов, премьер Эрик Пухаев, посол РФ Марат Кулахметов и другие официальные лица, общественность республики.

Спектакль поставила заслуженный деятель искусств Северной Осетии, театральный режиссер Роза Бекоева, сценографом выступил народный художник РЮО и РФ Магрез Келехсаев.

Авторство:
Георгий Плиев, ИА "Рес"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest