Резьба по дереву – не женская работа?
Наверное, жизнь среди лесов определила один из основных видов ремесел у осетин. Дерево становилось предметом для творчества. Из обрезков древесины вырезали и расписывали миски, кружки, кухонные доски, ложки. Чаще мастера использовали резьбу по дереву для изготовления предметов быта, орудий труда и деталей жилища. «Золотые руки» умельцев превращали бытовые вещи в настоящие произведения искусства.
Сегодня многие утверждают, что эпоха настоящих мастеров уходит, их становится все меньше и меньше. Не будем ни опровергать, ни соглашаться с этим утверждением: пусть каждый остается при своем мнении.
Героем, а точнее — героиней нашего сегодняшнего интервью стала Елизавета Кочиева, преподаватель труда и руководитель кружка по резьбе и выжиганию по дереву в средней общеобразовательной школе № 12. Проходя по коридорам школы, невозможно не заметить результаты ее кропотливого труда: на дверях каждого кабинета – деревянные таблички с номером класса, расставлены цветочные горшки. Не будем скрывать, наш особый интерес вызывает то, что мастер – обаятельная женщина.
— Самый первый вопрос, как же все начиналось?
— Начиналось все с рисования, а это у нас семейное. Мой брат Михаил Кулумбегов является известным художником республики. Я сама рисую с детства, поступила в Художественное училище им. М. Туганова, которое и закончила. Лет 17 назад начала заниматься выжиганием по дереву. Началось все с любопытства: я часто посещала мастерские художников и увидела работы Тамерлана Цховребова. Они произвели на меня большое впечатление, и я решилась попробовать себя. Попросила Цховребова обучить меня этому старинному ремеслу. Первое время было очень тяжело, но постепенно все стало получаться. Я хорошо помню свою первую работу, это была деревянная большая ложка с драконом. Очень даже неплохая работа (смеется).
-Скажи, тебе помогали, или, наоборот, мешали твои коллеги мужчины? Ведь, согласись, не часто встретишь женщину – мастера по выжиганию и резьбе по дереву.
— Когда я захотела учиться резьбе, на меня посмотрели и усмехнулись. Тогда я сказала себе: докажу, что женщины тоже могут заниматься резьбой и не такие уж они и слабые. Хотя, конечно, никто мне никаких препятствий не чинил. Наоборот, коллеги всегда шли мне навстречу. Например, резьбе меня обучал Ахсар Козаев, один из лучших, по моему мнению, мастеров своего дела. Ахсар и сегодня преподает в Художественном училище. Выжигание мне всегда очень нравилось, к тому же, как я уже отметила, я умела рисовать. Во время очередного урока поделилась с Ахсаром мыслью о том, что у меня бы неплохо получилось придумывать сюжеты к выжиганию. Он сказал, что у него есть дома аппарат по выжиганию и принес его мне. С тех пор я взялась за дело, обучилась выжиганию самостоятельно.
— Какой из твоих талантов сегодня тебе больше по душе: работа с деревом или с кистью и красками?
— Раньше я любила рисовать картины на полотне, но на сегодня решила полностью посвятить себя работе с деревом, это мне больше по душе. Свободного времени у меня практически не остается, я даже когда готовлю, могу поставить еду на газ и уйти в свою мастерскую: дома обустроила себе закрытый балкон. Честно признаюсь, я морально отдыхаю во время работы. В голове никаких посторонних мыслей, только одно – выполнить свою работу так, чтобы самой понравилось, то есть на совесть.
— Твоя работа тебе нравится, работать не мешают …Есть ли у тебя какие-либо проблемы?
— Моя жизнь – не мед (смеется). Что касается моей работы, то основная проблема каждого резчика – нехватка хороших материалов. Но эта проблема решаема, так что не буду жаловаться. Материалы я обычно заказываю, или друзья делятся своими запасами. Я использую в своих работах практически все виды дерева, кроме ели. Из ели смола вытекает, а вот остальные сорта можно смело использовать: грушу, орех, бук и т.д.
-Так как ты работаешь прямо по специальности, то понятно, что это твой основной источник дохода. Но, возможно, ты работаешь и на заказ?
— Иногда я делаю работы на заказ, но это бывает крайне редко, потому что трудно совмещать работу в школе и личные заказы. Обычно у меня заказывают подарки для своих близких: доски с индивидуальной надписью, салфетницы, шкатулки и многое другое, зависит от желания и воображения заказчика. Нельзя сказать, что на этом можно разбогатеть (снова смеется), скорее, это тоже для удовольствия, чтобы сделать приятное людям. Говорят, что у каждого мастера есть любимая работа, которая занимает отдельное место в его сердце, но мои поделки надолго у меня не задерживаются. Бывает, что я что-то смастерю для себя, но потом раздариваю их близким людям.
— Какие у вас ученики? Какой совет вы можете дать начинающим мастерам?
— Мой главный совет молодому поколению, которое планирует связать свое будущее с резьбой или работой с деревом — никогда не отступать и идти к своей цели до конца. Возможно, это очень банально, но без упорства в наше время нельзя. Любой труд – это терпение и упорство.
Что касается моих учеников… они изготавливают много различных деревянных изделий, особенно любят делать подарки для своих мам, надписывают свои имена и фамилии, их это очень вдохновляет и мотивирует. Дети легко увлекаются, именно по этой причине я свои работы, в основном, выставляю в мастерской, чтобы учащиеся интересовались и стремились тоже создавать такие маленькие шедевры. Моя мастерская как маленький выставочный музей. Все, кто к нам приходит, положительно отзываются о ней, всем очень нравится обстановка внутри.
— Хотела бы ты, чтобы твои дети выбрали для себя твою профессию, то есть пошли по «твоим стопам»?
— Моя дочь уже пошла по моим стопам, она с детства наблюдала за мной, за моей работой. Она только в 6 классе, но уже добилась значительных успехов в резьбе. Она практически с трех лет выжигает, естественно, под моим пристальным присмотром. Я рада, что моя дочь работает с деревом, никаких препятствий чинить ей не собираюсь. Если это будет приносить удовольствие и удовлетворение ей – всегда поддержу ее.