В конце осени заканчивались основные работы земледельца: в горах завершался обмолот хлебов, на равнине – помол зерна. Наступало время отдохновения от работы в поле и приходило время празднеств, связанных с окончанием сельскохозяйственного цикла. Осенью отмечались праздники Хоры сæрты куывд, Сагæйтты æхсæв, Зыгуымон æхсæв и главный – Уастырджыйы къуыри.Все они посвящены окончанию сельскохозяйственных работ. В отличие от последнего, в этом перечне первые три праздника не имеют конкретной даты отправления и отмечаются в зависимости от традиции того или иного региона.
Хоры сæрты куывд (букв, «пир верхушек зерна») – именно под этим именем праздник был известен как на севере, так и на юге Алании. Правда, за исключением равнинных районов. Например, в районе нынешнего селения Эльхотово он назывался Быдыры Тæтæртуп, а у кахетинских осетин праздник известен под названием Хорахадæнтæ (букв, «хор» – зерно, урожай, «ахадын» – неистощимый, производительный). Отметим небольшую особенность: до того, как пройдет этот праздник, осетины воздерживались от употребления нового хлеба.
Торжественно отмечая итоги сельскохозяйственного года, осетины, как и другие земледельческие народы, не столько выражали благодарность сверхъестественным силам за итоги текущего года, сколько обращались с молитвами о благополучии будущего хозяйственного года. Обычно поминали покровителя земледельцев – Уацилла. За столом старший произносил импровизированную молитву, в которой высказывались пожелания в зависимости от того, был ли год урожайным или нет. Если урожай был обильным, то Уацилла выражали благодарность, если нет – то просили переменить гнев на милость в году следующем.
В этот день женщины готовили фигурки из теста, жарили просо, варили кукурузу, пшеницу, делали особое тесто из ржаной муки. В праздникХоры сæрты куывд отправляли и следующий обряд. Хозяйка набирала в маленькую деревянную чашку различные зерна злаков и, перемещаясь вперед и назад от сеней до кухни, приговаривала: «Хор, хор, хор, мидæмæ, мыст – æддæмæ» («Зерно, хлеба – в дом, мыши – во двор»).
Следующий праздник земледельческого календаря осетин – Сагæйтты æхсæв (букв. «ночь вил»). Название праздника увязывается с сельскохозяйственным орудием – с серпом или вилами. Но и здесь есть небольшое исключение. К примеру, жителям Кемультского ущелья юга Алании он известен как Æхсырф æхсæвæр (букв, «ужин серпа»). Праздник отмечался в семейном кругу, обычно в один из четвергов ноября.
Обрядовая сторона Сагæйтты æхсæв сводится к тому, что сельскохозяйственные орудия, связанные с жатвой (серпы, вилы и др.) должны отныне «отдохнуть», для чего их прятали до будущего года на чердаках или в сараях. В селении Дзинага (Дигория) праздник отмечали после своза всего урожая в село. По окончании жатвы серп обворачивали последними колосьями и держали в таком виде до следующей жатвы. При этом на праздник резали самую старую овцу или барана. В семейном кругу старший в семье благодарил серп за его труды, высказывались пожелания того, чтобы урожай тратился на свадьбы и пиршества в честь рождения детей.
Сагæйтты æхсæвимел еще одну сторону. Его содержание, по мнению горцев, зеркально отражалось в потустороннем мире, считалось, что жизнь в загробном мире является точной копией жизни на земле (там также занимаются земледелием, в те же периоды совершают трудовые процессы, связанные с уборкой урожая и т.д.). Отмечая этот праздник, осетины верили, что и покойники тоже завершили свои сельхозработы, убрали урожай и складывают орудия, связанные с жатвой, до будущего сезона.
По вопросу о происхождении праздника в этнографической литературе существует и другая интерпретация, согласно которой он устраивался в честь ушедших в потусторонний мир родственников, ибо в урожае имеется и доля участия их, способствовавших на том свете успеху в хозяйственных делах покинутой семьи.
Следующим из серии аграрных праздников был Зыгуымон æхсæв (букв, «ночь соломы»). Устраивался по случаю окончания молотьбы и символизировал завершение полевых работ и уборки не только зерна, но и соломы. Отмечался в субботний день в семейном кругу. Знали праздник во всех ущельях Алании.
В завершении последнего месяца осени – ноября – все осетины от Цхинвала на юге, до Моздока на севере отмечают праздник в честь Уастырджы. К дням этого небесного покровителя все сельскохозяйственные работы бывают уже закончены и народ весело распоряжается плодами своего труда. Праздник не ограничивался одним днем, а охватывал целую неделю. В воскресенье в ночь накануне праздничного понедельника в семьях приносили в жертву специально откормленного быка, отчего этот день называетсяГалæргæвдæн хуыцаубон. Наиболее почетной считалась ночь на вторник праздничной недели. Она называласьУастырджыйы æхсæв (или Лæгты æхсæв)и устраивалась с обязательным жертвоприношением, а моление специально сваренным к празднику пивом. При этом почетные части ритуальной пищи все старались освятить у стен соответствующего святилища. Днем же во вторник устраивается общинное моление и общественная трапеза по общепринятым нормам – этот день на севере Алании объявлен выходным, в этом году это 19 ноября. Мясо жертвенного быка распределялось по всем семьям участников ритуальной трапезы. А через неделю устраивали проводы праздника, известные под названием Уастырджыйыфæдзæхсæн.
Особым размахом празднование Уастырджыйы къуыри еще недавно проходило в Куртатинском ущелье севера Алании у стен средневекового святилища Дзвгисыдзуар. Размах здесь был таким, что только в танцах принимало участие по меньшей мере 300-400 человек. Столько же людей наблюдало за танцами молодежи со стороны. В конных состязаниях и джигитовке здесь на полянеДзуарварсучаствовало по скромным подсчетам до 200–300 всадников. Здесь же можно было видеть вплоть до 30-х годов нашего столетия народно-драматические представления ряженых.
Таким образом, завершение важного периода тяжелых земледельческих работ осетины, как и другие земледельческие народы, отмечали обрядовыми молениями и жертвоприношениями в благодарность за урожай, веселыми праздниками. Люди верили, что с помощью благодарственных жертв можно снискать благополучие и в следующем хозяйственном году.