23 ноября 1989 года — дата отсчета новейшей истории Южной Осетии. В этой пока короткой истории есть несколько знаковых дат, каждая из них имеет свое предназначение, дат важных, переломных, ставших государственными, и, что важнее — подлинно народными праздниками.
Но 23 ноября 1989 года навсегда останется особой датой не только в истории, но и в идеологии южных осетин. Точнее, на таких датах строится национальная идеология.
Этот день принято называть «точкой отсчета», но ее можно назвать и «точкой невозврата». Ни прежние, ни новые поколения грузинских политиков, общественности так до конца и не поняли — что именно произошло 23 ноября 1989 года? Бессмысленная с точки зрения политической логики устрашающая акция, ставшая квинтэссенцией набиравшего силу грузинского неонацизма и продемонстрировавшая его подлинную безобразную суть.
Если все последующие действия грузинских властей пытались оправдать «борьбой за территориальную целостность Грузии», то на тот момент со стороны Южной Осетии не было не только попыток изменения статуса — подобные идеи не звучали и на уровне митинговой риторики. В Южной Осетии происходило мирное противодействие политике неонацизма: митинги и голодовки против перехода на грузинский язык обучения, делопроизводства, против регулярно звучавших угроз ликвидации автономии и оскорблений в адрес осетинского народа.
Поход на Цхинвал не стал неожиданностью, он был продолжением проводимой Грузией политики. Антиосетинская политика в Грузии к этому времени стала определяющей и приняла серьезные масштабы: от исторических фальсификаций до бытовой осетинофобии. И в то же время еще теплилась надежда: одумаются, не перейдут черту «невозврата», вмешается союзный центр — Москва…
Все попытки со стороны Южной Осетии изменить ситуацию, повлиять на нарастающую агрессивность Грузии мирными, цивилизованными методами оставались безрезультатными.
22 ноября, в газете «Сакартвело» было опубликовано обращение «К гражданам ГССР», подписанное З. Гамсахурдия, И. Церетели, И. Батиашвили, где они открыто призывали народ к участию в митинге в Цхинвале. «В тот день в столицу Цхинвали двинется вся Грузия. Сбор в 9 часов утра у Дворца спорта и Дома кино. Транспорт мобилизован. Все в Цхинвал! С нами Бог! Да здравствует независимая Грузия!», — так заканчивалось опубликованное обращение.
В том походе многотысячной орды участвовали все политические силы тогдашней Грузии. Все партии были нацисткой ориентации и каждая имела вооруженную группировку, сколоченную из уголовников, выпущенных тогда по амнистии из тюрем Грузии. А возглавили поход официальная коммунистическая власть Грузии.
Подлинные цели «мирного похода» стали очевидны позже, когда отступившие «митингующие» блокировали город и устроили террор на дорогах и в близлежащих селах.
О том, что митинг далеко не мирный, потом признались и сами его организаторы. И создание грузинских бандформирований на территории Южной Осетии в местах с компактно проживающим грузинским населением было не случайным.
В официальном предварительном заключении комиссии по расследованию событий, произошедших 23 ноября 1989 года и последующий период отмечается: «После соответствующей подготовительной работы 23 ноября в Цхинвал на более чем 400 автобусах и легковых машинах прибыло свыше 30 тысяч (в разных источниках встречаются от 10 до 40 тыс.) митингующих. Зная о наличии среди участников этой акции вооруженных боевиков и опасаясь за непредсказуемые последствия, молодежь города перекрыла им дорогу».
Противостояние продолжалось 27 часов. 24 ноября вечером грузинская колонна повернула назад. В упомянутом заключении также отмечалась: «Неудавшаяся попытка проникнуть в город не смутила неформалов. Они расставили на трассе Гори-Цхинвал, в грузинских селах Цхинвальского и Знаурского районов пикеты вооружённых лиц, привлекая к этому часть местного населения грузинской национальности. В итоге были перекрыты коммуникации, ведущие в Юго-Осетию, а также дороги внутри самой области, вследствие чего вся область оказалась в блокаде. Так началась необъявленная война против осетинского населения Юго-Осетии».
Исторический интерес представляют не действия грузинской стороны — с ними все стало понятно. Цхинвальские ребята - обычные, выросшие в советской действительности, стоявшие, кстати, у въезда в свою столицу с советской атрибутикой, в противовес грузинскому сепаратизму. Откуда вдруг проснулся этот дух, это чувство человеческого и национального достоинства? Преградить небольшой группой путь многотысячной агрессивной толпе. Безоружными. Генетическая память проснулась - вот этого в Грузии не учли.
Нельзя пытаться сломить осетин силой. Нельзя идти войной в Осетию в дни чествования Святого Георгия — впереди среди защитников всегда стоит небесный покровитель. Да и в другие дни не рекомендуется.
Так начиналась новейшая история, в которой потом будут войны и будут подвиги. И плохого будет немало. Дух единения потеряется, не выдержав ураганов времени. Но 23 ноября 1989 года останется Днем мужества и единения. Останется воззванием к последующим поколениям — будьте достойны их, тех, кто встал у Згудерской высоты над городом.