Презентация книги заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы ЮОГУ доцента Мананы Парастаевой «Новая концепция войны: кавказские войны рубежа ХХ-XXI веков в батальной прозе русских, чеченских и юго-осетинских авторов» и монографии доцента кафедры Инала Тибилова «Генезис и эволюция малой эпической формы в осетинской литературе конца XIX — начала XX вв.» прошла на днях в Юго-Осетинском госуниверситете.
Книга Мананы Парастаевой издана при финансовой поддержке российского Фонда фундаментальных исследований и Министерства науки и образования республики. Как подчеркнул ректор, профессор Вадим Тедеев, каждое новое издание – важное событие в научной жизни университета: «И Манана Магрезовна, и Инал Сосланович — одни из ведущих сотрудников ЮОГУ. Желаю авторам презентуемых сегодня монографий дальнейших успехов, а я всегда готов помочь в важном деле книгоиздания».
В своей рецензии к книге Парастаевой кандидат философских наук, доцент Коста Дзугаев подчеркнул, что исследование посвящено извечному феномену жизни человеческой – войне. «В данном случае войнам на Кавказе. При этом внимание авторов сосредоточено на чеченской войне. И лишь в последней, шестой главе рассматриваются содержательные и художественные особенности батальной прозы юго-осетинских авторов. Исследователи, на мой взгляд, делают правильный посыл о том, что интересует ученых, по большому счету, взгляды русских писателей, а вот мнение чеченских и юго-осетинских авторов крайне редко становятся предметом исследования. В этом научная новизна исследования, попытка беспристрастного анализа позиций всех сторон. Книга представляет собой именно научное издание. Новая концепция войны заявляется автором. Боевые действия, с точки зрения разрабатываемой авторами концепции, являются по существу не исполнением долга, как это мы, люди старшего поколения привыкли думать, а как работа, профессия», – пояснил Дзугаев.
По его словам, пишущие о кавказских войнах осетины представлены в исследовании Тамерлана Тадтаева. Этому развернутому и подробному анализу, подчеркнул Дзугаев, посвящено в книге 18 страниц, что достаточно объемно. «Анализ начинается с «утверждения сетования о том, что литературная критика, как доказательный факт текущего литературного процесса, практически перестала существовать». Это почти губительно влияет на художественное творчество. Увы, это утверждение относится и к театральному делу. О творчестве Тадтаева делается верное заключение, что оно в основном находится в русле профессионализма. Манана Магрезовна указывает на очень важное обстоятельство Тадтаевских работ, создаваемое им именно на философском уровне. По ее утверждению, память о событиях важна для осетинского народа, потому что только с осетинской стороны может быть зафиксирована война в Южной Осетии, — подчеркнул Дзугаев. — «Представители противостоящей стороны – грузины, о ней писать не станут, для них она проиграна, а потому позорна», — пишет автор монографии. Действительно, только потому мы и удержались на самом краю пропасти небытия, и сейчас мы не можем себе позволить "забыть"».
Сам Тамерлан Тадтаев, добавил Дзугаев, преклоняется перед героями войны. Основной задачей своего творчества он считает прекращение внедряемого в общество беспамятства, «чтобы те ребята, которые сражались, заняли своё достойное место в истории».
Завкафедрой политологии и социологии профессор Инал Санакоев обратил внимание, что освещение военных событий в художественной литературе очень актуально в силу двух причин. С одной стороны, по его мнению, налицо социальная актуальность данной проблемы. «Очевидно, по литературе военные события через некоторое время будут изучать будущие поколения, которые непосредственно не знакомы с ними. Также об этих событиях по данной литературе будут судить нейтральные, сторонние читатели, для которых это будет единственным источником информации по этим событиям. Исследуемая тема актуальна и в научном плане, думаю, отражение военных событий в батальной прозе станет объектом научного исследования, поскольку это очень интересный и оригинальный материал, — уточнил он. — Кавказские конфликты, в большей степени носят характер межэтнических, и весьма интересна эта проблема в плане этнической психологии. Поэтому я абсолютно уверен, батальная литература станет объектом повышенного интереса со стороны таких наук, как история, политология, конфликтология, этнопсихология, социальная психология».
Инал Санакоев добавил, что его очень заинтересовала новая концепция войны, новые подходы, предлагаемые автором издания. Она позволит освещать войны, в том числе межэтнические конфликты, более реалистично.
Представленное издание вызвало неподдельный интерес и оживленную дискуссию. Впечатлениями о монографии поделились участники презентации, отметив актуальность освещаемой темы в современной науке.
Министр образования и науки Натали Гассиева отметила, что труд автора – большой вклад в литературу: «Сегодня у нас большое количество людей, любящих и умеющих писать, но, к сожалению, мало среди них тех, кто бы мог позитивно работать в литературе и показать, пусть иногда даже самую малую, но новую грань через свои исследования. Мы приветствуем книгу Мананы Магрезовны и рассчитываем на ее следующие презентации».
Член кафедры русского языка ЮОГУ доцент Элиса Гаглоева подчеркнула, что каждый выход нового издания в свет — событие значительного масштаба. «Каждый автор представляет на суд публики свои научные воззрения. Обсуждаемая книга получила достойную оценку. Желаю дальнейших успехов автору в этом нелегком, но очень важном деле», — сказала она.
В свою очередь Манана Парастаева поблагодарила коллег за положительные отзывы. Касаясь остальных двух авторов издания — Л.В. Белоус и Ф.Р. Бираговой, она подчеркнула, что сердцевина издания принадлежит Людмиле Белоус, которая совершила титаническую работу. Жанр воинской повести, продолжила она, очень старый в истории русской литературы и берет начало с татаро-монгольского нашествия. Воинские повести бесконечны в истории Руси и нашей собственной биографии тоже.
«Когда читаешь, как звереет человек на войне, как соскакивает с человеческого, понимаешь, что есть вещи, которые каким-то образом могут быть облагорожены нашим трудом, вниманием и оценками», — сказала она.
Затем присутствующие перешли к обсуждению второго издания. Малая эпическая форма в осетинской литературе прошла сложный путь формирования, прежде чем обрела собственный стиль и достигла высокого уровня художественной зрелости, став частью мирового литературного пространства. История становления и самоопределения жанра рассказа в осетинской литературе, как и в других младописьменных литературах, типологически восходят к прозаическим жанрам национального фольклора.
Профессор Гацыр Плиты подчеркнул значимость книги Инала Тибилова «Генезис и эволюция малой эпической формы в осетинской литературе конца XIX — начала XX вв.», сказав, что обозначенная в ней проблема осетинского рассказа очень актуальна. Автор собрал много интересного материала.
По его словам, отрадно наблюдать за 60 лет работы в юго-осетинском вузе, помимо преподавателей факультета осетинской филологии, тематика научных работ и диссертаций членов других кафедр также связана с осетинским языком и литературой, историей, этнографией археологией», — отметил Гацыр Плиты.
Научный сотрудник ЮОНИИ им. З. Ванеева Зара Абаева отметила в своем выступлении, что в презентуемом издании подробно даны исходные формы эпической поэмы: «В книге обозначен типологический аспект эпической поэмы, о чем я прочитала с большим интересом. Работа Тибилова интересная, как этапная и ведущая к изучению лингвистики».
Своими впечатлениями о новом издании поделились и другие участники презентации. После чего им были подарены экземпляры книги с подписью автора.