29 июля 1931 года — важная веха в истории осетинской культуры. В Цхинвале открылся драматический театр. Ему предстояло стать тем столпом, на котором почти век будет строиться вся осетинская профессиональная культура: музыка, изобразительное искусство… Более 90 лет богатейшей истории, блестящих постановок, творческих удач. Цхинвальцы влюбились в свой театр с первых дней.
Менялись поколения — и актеров, и режиссеров, и зрителей, а любовь оставалась неизменной, даже в самые трудные для театра времена.
Профессиональный театр, как и профессиональное искусство зародились в Осетии в начале двадцатого века, но драматическое начало характерно для некоторых видов осетинского национального творчества, а это творчество насчитывает много веков. В представлениях ряженых, в искусстве народных певцов-сказителей, сопровождавших свое пение и игру на кисын-фандыре кукольными представлениями, в играх и обрядовых танцах сочетались элементы театрализованного действия. Синкретическое единство музыкально-поэтического и драматически-игрового начал осетинского фольклора повлияло на характер зарождавшегося профессионального драматического театра.
Театр, рожденный в 1931 году, с первый дней существования проявлял свою самобытность через утверждение таких качеств, как героико-романтический пафос, эмоциональная наполненность, музыкальность. Все эти свойства были органически присущи тем кто основал театр и их наследникам, как черты национального темперамента и духовной культуры народа.
Зачатки театрального искусства появились еще до основания профессионального театра. В начале ХХ века на юге Осетии появляются первые драматические кружки. В 1904 году во время летних каникул учащиеся Ардонской духовной семинарии организовали в Цхинвале драматический кружок. В его составе были Еста Абаев, Лади Санакоев, Захар (Шакро) Ванеев, Кима Кумаритов, Сардо Бежанов и др.
Не менее самобытный драматический кружок был основан и в Тифлисе проживающими там осетинами. Свой первый спектакль «Худинаджы бæсты мæлæт» («Лучше смерть, чем позор») Елбыздыко Бритаева осетинский драмкружок представил в июне 1906 года в гостинице «Ветцел». Позднее были поставлены «Дуня» Коста Хетагурова, «Две сестры» Елбыздыко Бритаева и другие произведения осетинской драматургии.
После геноцида 20-х годов, в Юго-Осетинской автономной области драматические кружки приобрели большую популярность. Один из них с участием Сони Джаттиевой, Ильи Гогичева, Веры Ханикаевой, Дзоцце Джигкаева,Нины Чочиевой, Нины Чабиевой, Ивана Дзахова, Дмитрия Мамиева, Мухтара Шавлохова, Заурбека Туаева, Владимира Хетагурова и других и стал костяком созданного театра. В труппу влились и участники тифлисского драматического кружка.
Весной 1931 года руководством Юго-Осетинской автономной области было принято решение о предоставлении только отстроенного Дома колхозника для осетинского театра. Одновременно были приняты решения об организации на базе Цхинвальского драматического кружка профессионального театра «Государственной драмы» и утверждении штатного расписания нового коллектива.
29 июля 1931 года в здании Дома колхозника состоялся показ первого спектакля. В постановке художественного руководителя и директора театра Владимира Хетагурова шла пьеса С. Церетели «Лихорадка» в трех действиях. Роли в спектакле исполняли Иван Дзахов, Владимир Джиоев, Лидия Джиоева, Нина Чочиева.
В состав первой, труппы театра вошли Дзабидыр Дзахов, Соня Джаттиева, Зураб Туаев, Коста Лохов, Нина Чабиева, Александра Гугкаева, Владимир Хетагуров, Давид Еналдиев, Дмитрий Мамиев, Мухтар Шавлохов, Алихан Магкаев, Зинаида Гаглоева, Алексей Бекоев, поэт и писатель Плиты Грис и другие.
Позже были поставлены: "Чёрная туча" А.Коцоева (1932), "Иные нынче времена" А.Цагарели (1932), "Хазби" Е.Бритаева (1933), "Овод" по Войнич (1934) и др.
В 1939 году театру присвоили имя основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова.
Театр стал импульсом для развития разных направлений культуры. В годы становления профессионализма в искусстве на авансцену практической деятельности выступили люди, сочетающие в себе разные дарования и ярко проявляющие себя сразу в нескольких областях: литературе, музыке, режиссуре, исполнительстве и, наконец, в организационной деятельности.
Яркими фигурами театрального мира Юго-Осетии были композиторы, основоположники осетинской профессиональной музыки Борис Галаев и Татаркан Кокойты. Борис Галаев сочинил музыку к нескольким первым спектаклям. Татаркан Кокойти начинал в любительской осетинской театральной студии при клубе им. Плеханова Тбилисского трамвайного парка. В студии он пробовал свои силы как актер, режиссер, литератор и композитор. После открытия театра в Южной Осетии он некоторое время работал его художественным руководителем.
В театральном мире делали свои первые шаги и другие осетинские композиторы — Христофор Плиев, Илья Габараев, Дудар Хаханов.(Позднее Жанна Плиева, Феликс Алборов). Потом они получат консерваторское образование, создадут первые осетинские оперы, балеты, оперетты, симфонии. Возглавят оркестры и госансамбли в обеих частях Осетии, откроют первые музыкальные училища. А начало блестящего пути было положено в госдрамтеатре Южной Осетии.
Великий Махарбек Туганов, основатель осетинской художественной школы создал для национального театра первые декорации.
Еще одно знаковое имя в осетинской культуре — Тата Гаглоев, ученик Туганова. Художник-оформитель, сценарист, режиссер, музыкант, композитор, скульптор. Оформил более 60 спектаклей. Постановщик первого музыкального спектакля в Осетии - «Вольный ветер» Дунаевского.
Первая труппа театра не были профессиональными актерами. Вопрос подготовки кадров стоял остро.
В 1934 при грузинском Театре им. Руставели была открыта осетинская студия, пополнившая впоследствии состав театра.
В 1936 году в Ленинград, в театральный институт им. Островского на обучение была направлена группа молодежи : Федор Багаев, Зинаида и Варя Гаглоевы, Степан Газзаев, Андрей Жажиев, Лидия Джиджджоева, Гаврил Таугазов, Андрей и Владимир Тедеевы, Григорий Кабулов, Владимир Каиров, Наталья Магкоева, Сослан Маргиев, Владимир Макиев, Александра Плиева, Григорий Сланов, Чабиевы Варя и Залихан, Нина Чочиева и Мухтар Шавлохов.
Судьба этого курса сложилась драматически. В 1941 году началась Великая Отечественная война, шесть человек ушли на фронт со студенческой скамьи, трое не вернулись. Во время войны на фронт ушли многие мужчины-актеры. Но работа театра не остановилась, спектакли ставились.
С началом Великой Отечественной войны в Южную Осетию был эвакуирован МХАТ, актеры которого оказали большое влияние на югоосетинских актеров и на формирование вкусов югоосетинского зрителя. В эвакуации в Цхинвале находился и североосетинский театр, актеры которого влились в коллектив местного театра.
Следует отметить, что культурное пространство Осетии никогда не было разделено хребтом. В том числе и театральное. Долгие годы режиссером театра работал Владимир Каиров — выдающийся актер и режиссер, осуществивший многие блестящие постановки. Под его руководством театр достиг наибольшего расцвета.
Среди актеров были другие уроженцы Северной Осетии Гаврил Тавгазов, Тасолтан Мамсуров и другие.
С того первого ленинградского выпуска стало традицией — актеров для югоосетинского театра готовили лучшие театральные вузы Советского Союза. И другая традиция - преемственность, когда на одной сцене играют маститые актеры и формирующаяся рядом с ними молодежь. Следующее пополнение труппы, еще одна блестящая "звездная плеяда" - выпускники школы-студии МХАТ им. Немировича-Данченко. 1961 года: Ростик Чабиев, Людмила Галаванова, Иван Джигкаев, Федор Харебати, Донара Кумаритова, Хасан Джуссоев, Вахтанг Еналдиев, Эвелина Гугкаева, Ростик Дзагоев, Кадзах Чочиев, Георгий Бекоев, Светлана Цховребова, Маирбег Абаев, Салимат Тибилова, Натела Гояева, Исак Гогичев, Павел Козаев, Зоя Дзбоева, Бекыза Плиев, Алихан Тедеев, Александр Джуссоев.
Среди них легенды осетинского театра, оставившие яркий след в культуре. Любимцы многих поколений театралов Южной Осетии, чей выход на сцену сопровождался овациями. Театральные премьеры становились событием в жизни города. В театр шли как на праздник.
Позже, в 70-ые, 80-ые годы на сцене театра зажигались новые «звезды» - Вильгельм Хасиев, Ахсар Ванеев, Фатима Тадтаева и другие.
Театр пережил с республикой самые тяжелые времена — войну, обстрелы, послевоенную разруху, наконец, пожар, сгорело любимое многими поколениями здание. Но спектакли продолжали ставиться.
Пока жив театр – жив и народ, считает художественный руководитель и главный режиссер театра Тамерлан Дзудцов.
«Коллектив театра обладает высокой современной сценической, музыкальной, хореографической культурой, профессиональным мастерством, необходимым творческим и производственным потенциалом, которые позволяют ему решать новые идейно-художественные задачи на современном этапе общественного развития.
Театр не прекращал свою деятельность и в тяжелые годы войны и блокады, буквально возродился из пепла как Феникс. Накоплен богатый репертуар и традиции. Попадая в наш театр, понимаешь, что здесь не просто коллектив, а большая семья творческих людей, профессионалов своего дела.
Но артисты театра – это еще не весь театр. За кулисами, далеко от взгляда зрителей, живет целый мир высококлассных специалистов, которые искренне любят свою работу, и без которых спектакль не увидит свет: помощники режиссера и костюмеры, гримеры и парикмахеры, бутафоры и художники, портные и закройщики, монтировщики, инженеры и осветители, администраторы, работники гардероба и многие другие. Сегодня от всего сердца хочу сказать всем СПАСИБО за верность профессии, за труд и веру в свое дело, за служение театру.
Хочу пожелать нашему театру ярких свершений, интересных постановок, профессионального развития, и, конечно же, неиссякаемой творческой энергии и искренней зрительской любви!
И если жизнь — это игра, а все мы в ней актеры, тогда я желаю каждому выбрать в жизни, ту роль, которая ему по душе и сыграть, ее безукоризненно и блестяще. Будьте счастливы и здоровы, любите театр и искусство!
Пускай театральное искусство Южной Осетии только процветает с каждым днем!», - поздравил коллег главный режиссер.