Южная Осетия готовится к очередным президентским выборам. Очень важно, чтобы, пройдя через ответственный рубеж современной истории, мы стали сильнее, сплоченней. Какие у нас политические традиции, и в чем состоит осетинская политическая культура? С такими вопросами мы обратились к доктору исторических наук, профессору Руслану Бзарову.
Как подчеркнул профессор, без высокой политической культуры было бы невозможно выжить в тех многовековых испытаниях, выпавшие на долю осетинского народа.
«Без высокой политической культуры нельзя создать и отстоять свое государство в современном мире. Можно и нужно гордиться достижениями предков. Но ведь и нынешние поколения не отступили перед трудностями, показали образцы героизма и беззаветного служения Родине. В фундаменте Государства Алания лежит не только воинский и гражданский подвиг, но и грандиозная духовная работа. Способность «рядового» осетина принять на себя ответственность за судьбу общества, выступить на защиту свободы и не отступить, не плакаться, не оставить Родину, на десятилетия затянув пояс и забыв о личном комфорте, – это и есть подлинная политическая культура. Ни заимствовать, ни купить такое нельзя, да и не у кого», — сказал он.
По словам Бзарова, культура и государство не появляются на пустом месте. Осетинская (скифо-аланская) государственная традиция — одна из древнейших на Кавказе и, несомненно, древнейшая на территории современной России. И в безгосударственный период с XV по XVIII век – между падением Аланского царства и присоединением к России – осетины сохраняли гражданские институты и представительную («парламентскую») систему самоуправления. Как отметил историк, даже пережив демографическую катастрофу и разделение на несколько горных обществ осетины сумели сохранить единство в форме конфедерации. Это проявление фундаментальной политической культуры, которая не зависит ни от богатства, ни от численности народа.
«Кто-то наивно думает, что выборы и голосование принесла нам советская власть. Решение о присоединении Алании-Осетии к России было принято на основе всенародного обсуждения и голосования. В условиях XVIII века на всю процедуру ушло почти два года, и только после этого в Петербург отправилось посольство. Свободным народным голосованием решались политические вопросы и в начале XX века — в годы революции и гражданской войны. А как они проводили выборы, как голосовали в старину? И это хорошо известно: спокойно обсуждали в каждом селе, в каждой общине, давая слово всем, кто желал высказаться», – напомнил Руслан Бзаров.
Бзаров подчеркнул, что осетинское общество всегда было жестким. Народ знал цену каждому. Понятно, что осетин, вышедший говорить публично, пуще смерти боялся выглядеть безответственным болтуном. Завершив дискуссию, объявляли молчаливое голосование ногами – те, кто «за», идут направо, а кто «против» – налево. Подсчитывали соотношение голосов и безоговорочно подчинялись народному решению.
Но, по словам Бзарова, времена меняются, совершенствуется техническое оснащение, в современном глобальном мире появляются новые вызовы и угрозы, которые все знают, и нет смысла их перечислять.
«Главным мне представляется опасность физической и социальной деградации на фоне падения рождаемости, погони за собственностью, роста эгоизма и невежества, распыления по миру молодежи, не находящей применения и достойной жизненной цели на родине. «Цы уыдзæн нæ фидæн, нæ фæстаг?» – на бессмертный вопрос Коста каждая эпоха дает собственный коллективный ответ, который невозможен без единения сил, без честной и твердой позиции, без веры в будущее. Почему, несмотря ни на что я уверен в нашем историческом успехе, в том числе — в легитимности и респектабельности предстоящих выборов президента Республики? Не только потому, что никогда не встречал осетина, неспособного отделить личные амбиции и взаимные обиды от образа Родины, от заботы о будущем, от ответственности перед близкими, соседями, друзьями, из которых, в конечном счете, и состоит общество. А уверен потому, что жив древний народ, сохраняющий свои традиции. Как всегда, мы недовольны собой, недовольны начальством, недовольны старшими и младшими. Но осетины потому и выжили, пройдя через все испытания, что не умеют быть довольными», – считает историк.
По мнению Бзарова, именно века неудовольствия заставили осетин строить свое государство. Он процитировал кубинского революционера Хосе Марти, который в похожей ситуации сказал: «Наше вино горькое, но оно наше».
«Это наша страна, основа нашей национальной жизни и гарантия нашего будущего. Осетинский избиратель отличается этической опрятностью, не поддается скандальным технологиям и отвергает «черный пиар». Таково многократно проверенное свойство национального сознания. Один известный человек из уже ушедшего поколения рассказывал, как выдавал замуж свою сестру. К ней сватались двое молодых людей, оба хорошо учились и успешно работали. Девушка не решалась выбрать. И брат решил поговорить с обоими претендентами. Один из них хвалился личными успехами и поносил соперника. Другой, напротив, скромно молчал о себе и очень хвалил соперника. Мудрый брат выдал свою сестру за второго и никогда об этом не пожалел.
Всегда вспоминаю этот рассказ, когда речь идет о выборе. У меня никогда не было сестры. У меня есть Родина», – резюмировал Руслан Бзаров.