Прошел почти год с того страшного августа, который потряс своей жестокостью весь мир. Внешние следы агрессии постепенно исчезают, но сгоревшие дома, как безобразные чудовища напоминают своим обуглившимся видом о той 18-летней войне и кровавой пятидневной войне в августе 2008 года - которая, несмотря на свои короткие сроки существования, успела унести и покалечить сотни жизней и судеб людей. Нет в Цхинвале такой улицы, на которой бы не было сгоревшего или разрушенного от грузинских снарядов дома. Практически сразу после окончания агрессии в городе начались первоочередные ремонтно-восстановительные работы. А вот масштабное строительство планировалось начать с наступлением весны, но оно затянулось надолго и каждый раз по объективно неизвестным причинам. Составление документов, смет, дефектных актов, списков домов, и отправка их из Цхинвала в Москву и обратно продолжалась в течение долгих четырех месяцев. И вот, наконец, план «А» стал реализовываться – началось восстановление разрушенного жилья, как частного, так и муниципального. Десятки строительных фирм перекинули в Цхинвал строительную технику и рабочую силу. Разрушенные частные дома сносят, и на их месте обещают возвести модернизированные коттеджи и таунхаузы.
Долгое время госкомитет по реализации проектов восстановления РЮО, который является единым заказчиком от Южной Осетии, не решался сносить сгоревшие корпуса, так как они требовали проведения экспертизы, чтоб выяснить подлежит ли дом восстановлению, или его необходимо сносить. Многоквартирный дом, расположенный по улице Пушкина (центральная улица г. Цхинвал, ред.) сгорел полностью восьмого августа, когда в него попал Град (оружие массового уничтожения, запрещенное в применении по отношению к населению, ред.). Этот дом представлял собой живой музей, так как за все время своего существования в нем проживали театральные деятели, заслуженные артисты, писатели, и представители «поколения хорошей советской интеллигенции». В этом доме жила известная народная артистка Осетии Чочиева Нина Захарьевна; с 1951 – 1973 год в нем жил заслуженный артист ГССР, известный осетинский хореограф и танцовщик, Владимир Михайлович Хетагуров; с 1990 – 2008 год в этом доме жил экс - Председатель Парламента РЮО IV созыва Знаур Николаевич Гассиев и многие другие. По вышеперечисленному списку ясно видно, каким высоким духом культуры были пропитаны стены этого дома. Он и внешним видом напоминал собой что-то прочное, монументальное. Построенный в стиле классицизма, он уже внешним видом предопределял дух тех, кто там жил. С одной стороны окна квартир выходили в маленький парк, многовековые деревья которого, доставали до окон первых этажей. Их ветки прикрывали балконы с широкими арками и дорическими колонами. Это придавало им весьма поэтичный вид и казалось на балкон выйдет девушка из осетинской гимназии с книгой Хаджеты Таймураза. Тихий уединенный двор, увешанные цветами окна, все напоминало о тихой беспечности и той прелести Цхинвала, по которому так ностальгируют многие из нас. Житель этого дома Знаур Гассиев, рассказал корреспонденту ИА «Рес» об истории этого дома.
«Этот дом был построен для театральных деятелей в 1950 году. Идея постройки дома принадлежала тогдашнему I секретарю Обкома по фамилии Цховребашвили. Здание театра строилось десятилетиями раньше нашего дома - в 1929 году. Моя мать была актрисой театра с 1909 года и до глубокой старости играла в нем. Нашей семье выделили двухкомнатную квартиру, но обстоятельства сложились так, что нас лишили прав на собственность и мы не получили квартиру» - рассказывает Знаур Николаевич.
Семья Знаура Гассиева построила собственный дом. И только спустя сорок лет 1990 году он продает свой дом и возвращается туда, откуда однажды уже уходил. В двухкомнатной квартире в доме по улице Пушкина, он прожил со своей супругой до восьмого августа прошлого года.
«В этом доме жили творческие личности, старый профессорский состав. Поэтому и дети получили хорошее воспитание, а что касается «старой гвардии», оказалось, самым последним остался я. У меня был свой круг общения, в основе своей представляющие техническую интеллигенцию. Мы собирались за чашей вина, как и подобает. Так уж получилось, что мне пришлось их хоронить, но дух их наполнял дом», - рассказывает Гассиев.
«В ночь на восьмое августа 2008 года, когда начали лететь первые Ураганы, я понял, что все обстоит намного серьезнее, чем я мог подумать. Танки стояли прямо напротив нашего дома. Все соседи спустились в подвал, а когда в дом попал град, стали убегать в панике. Я успел взять с собой только документы, все остальное сгорело. Я часто прихожу туда и не узнаю это место. Все превратилось в пепел, остались только стены. Из пустых окон, похожих на впалые глазницы видны уцелевшие предметы быта – признаки жизни, недавно ушедшей из этого дома. Теперь только ветер гуляет по вечерам в стенах некогда элитного дома.
Будучи в Москве по службе, Знауру Гассиеву в силу возраста и стойкости проявленной в августе предложили построить двух этажный особняк.
«Я высказал слова огромной благодарности, но вежливо отказался от предложения, так как я прожил в доме с сотней людей, которые встречали меня десятилетиями. И как я буду теперь восседать в хоромах, а они останутся в своем нынешнем плачевном состоянии. Мне уже слишком много лет, что бы позволить себе подобное бесчестие. И тогда мне удалось добиться начала восстановления дома» - говорит Гассиев.
Дом получил положительное заключение экспертизы и недавно на объекте начались восстановительные работы. Десятки рабочих рук выгребают горы пепла и мусора. Жители, узнавшие об этом обрели надежду вернуться в новые восстановленные квартиры. Единственная их просьба сохранить архитектурный облик здания. Стены пройдут химическую обработку, деревянные межквартирные перекрытия заменят на железобетонные. В каждой квартире установят автономное отопление. Остается, надеяться, что в обновленном виде дом не приобретет холодный вид новостройки, а станет чистым листом, на который сам по себе будет ложиться текст отдельной истории жизни. И для ее Величества истории в этом доме надо оставить угол, который будет напоминать о том, как терял дом в дыму войны себя.
Мария Котаева, ИА «Рес».