Одной из наиболее актуальных проблем в сфере культуры Южной Осетии является сохранение исторического наследия.
Стихийные бедствия, двадцать лет изоляции в условиях военного времени крайне негативно отразились на состоянии многочисленных памятников материальной культуры, расположенных на территории республики. Сегодня, когда в Южной Осетии развернулись процессы мирного строительства, встал вопрос о более пристальном внимании к этой, безусловно, важнейшей составляющей самобытности каждого народа. О том, какие меры предпринимаются по сохранению памятников старины, рассказывает начальник отдела охраны памятников при Министерстве культуры РЮО Нелли Табуева.
- Отдел охраны памятников проводит паспортизацию исторических памятников. В чем ее суть и сколько всего памятников будет охвачено паспортизацией?
- Хочу подчеркнуть, что паспортизация исторических памятников отделом охраны памятников начата не сейчас. Процесс паспортизации велся перманентно все эти годы. До известных событий августа 2008 года уже было собрано достаточно материала, но, к сожалению, война беспощадна, и вся наша документация сгорела вместе с другими материалами. Каждый исторический памятник, как известно, должен иметь паспорт, в который заносятся все данные о нем. Еще в 80-е годы на большинство памятников Южной Осетии грузинскими специалистами были сделаны паспорта. Вся эта документация хранилась в Грузии.
После войны 90-х годов я сама несколько раз выезжала в Тбилиси в надежде завладеть материалами по нашим памятникам. На какие-то отдельные памятники смогла заполучить паспорта, но большая часть информации по нашему историческому наследию осталась в Грузии, поскольку они отказались выдать эти материалы. Позднее, в Тбилиси по памятникам регионов Южной Осетии вышли книги под названием "Шида Картли". Эти книги содержат краткое описание памятников и фотографий. Нас, конечно, такой формат информации не устраивает. Отдел охраны памятников на данный момент ведет работу: мы пытаемся собрать подробную документацию на каждый памятник.
- Скажите, из чего конкретно складываются эти данные?
- Подробное описание памятника предполагает, во-первых: наглядную иллюстрацию, то есть общий вид. Виды со всех сторон, разрезы горизонтальные, вертикальные, замеры, архитектурное решение, а также легенды, связанные с этим памятником и многое другое. Это большой объем материала и, кстати, очень трудоемкая работа. Каждый раз при сборе информации надо выезжать на место, и работать там основательно, по несколько дней, если памятник по всем вышеперечисленным параметрам сложнее других.
- У Вас не возникает идея на основе собранного материала составить впоследствии книгу?
- Эту мысль я вынашиваю давно, но издание книги, скорее всего, предварит выпуск небольших брошюр, буклетов. Кстати, уже готов к печати осетинский календарь, составленный нашим отделом. Ведется и работа по разработке макета паспорта.
- Хватает ли у вас в отделе квалифицированных специалистов?
- К сожалению, нет. И это обстоятельство создает определенные трудности, тормозит работу. Говорить о профессиональной работе без расширения штатов в отделе сложно. Нам нужны архитекторы, историки…
- Состояние исторических памятников в целом по республике удручающее. Скажите, какую работу Вы проводите по сохранению и защите исторических памятников и есть ли у отдела необходимые ресурсы для этой нелегкой работы?
- Министерство культуры не располагает даже финансовыми средствами необходимыми на содержание охранной службы, которая бы параллельно занималась уборкой охраняемой территории. Но наша самая большая беда - отсутствие транспорта. Судите сами: как может отдел охраны памятников заниматься сбором материала по республике, не имея своего транспорта? Только изредка нам предоставляется возможность выезжать на места на машине Министерства культуры. Почти всегда приходится искать автотранспорт самим.
Что же касается самих исторических памятников, они за последние двадцать лет сильно пострадали. За все эти годы не было возможности ездить, поддерживать их состояние. Большой урон памятникам нанесло землетрясение. На территории республики пострадала почти каждая церковь, не говоря уже о крепостях и башнях. Естественно, почти все памятники сегодня оказались в очень запущенном состоянии. Они разрушаются с каждым днем. В настоящее время Министерство культуры не располагает финансовыми средствами для их реставрации. Поэтому на нынешнем этапе речь идет только о консервации памятников.
- Недавно был подписан договор между министерствами культуры РЮО и РФ о сотрудничестве в области сохранения, изучения, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры. Насколько результативно развивается сотрудничество?
- Когда приезжала московская делегация, я попросила решить вопрос консервации наших памятников. Единственное, в чем мы нуждаемся - это финансовые средства.
- Предусмотрены ли в бюджете на 2011 год средства на сохранение исторического наследия?
- До сегодняшнего дня в бюджете не было заложено ни копейки. На днях я подала заявку на несколько миллионов, чтобы отреставрировать три наиболее значимых памятника. Мы сейчас ждем ответа на свою заявку. Как только нам выделят финансовые средства, мы начнем реставрацию двух-трех памятников. Если мы дождемся помощи российских коллег, приступим и к консервации памятников, а если получим еще и машину, решим проблему охранной службы и другое.
Работа с памятниками очень трудоемкая, и, я считаю, она должна проходить на государственном уровне. Пользуясь случаем, хочется обратиться к жителям республики: не загрязняйте святые места - дзуары! В ходе работы часто сталкиваемся с неуважительным отношением к святым местам, когда вокруг них собираются кучи мусора.
- В республике уже третий год идут процессы восстановления. Периодически строители обнаруживают различного рода изделия, артефакты, представляющие интерес с точки зрения археологии. Осуществляется ли при этом уведомление отдела охраны памятников?
- К сожалению, об этих находках нам сообщают только отдельные строители. Подозреваю, что многие во время строительных работ сталкиваются с интересными находками, но ничего нам об этом не говорят.
- Актуальной проблемой за последнее время стал вопрос сохранения архитектурного стиля старого города. Что в этом направлении делает отдел охраны памятников?
- Мы собираемся обратиться в Правительство по этому вопросу. Недавно состоялась конференция, на которой было вынесено решение о создании городского художественного Совета, куда должны войти художники, археологи и коренные цхинвальцы, которым небезразличен облик города. С Советом должны согласовывать строительные работы в городе на предмет соответствия архитектурному стилю Цхинвала. Если нам удастся создать художественный Совет, то можно сказать - что архитектурный стиль старого города будет спасен.
Алла Гергаулова