К вопросу переименования посёлка и района Республики
С августа 2008 года, когда Ленингорский район после почти двадцатилетней экспансии был возвращён в состав Южной Осетии, начались разговоры о необходимости переименования или возвращения району и посёлку, в частности, старого названия. Но проблема эта довольно серьёзная. Отказываться от названия Ленингор, безусловно, нужно — мы, пожалуй, единственные на постсоветском пространстве, кто подспудно ещё чтит имя вождя мирового пролетариата (Ленинград, Ленинакан, Ленинобад, Лениногорск, Ленинск… давно переименованы). Однако старинное исконное название местности с веками было утеряно, осталось лишь позднее, и то грузинское незамысловатое название Ахалгор.
В раннее средневековье, когда наши предки после монголо-татарского нашествия находились в некой исторической прострации, заботясь больше о своей этнической сохранности, нежели о топонимической, Грузия с упоением, путём героического прошлого своих соседей, перевёрстывала и шлифовала свою историю. Ну, а после Георгиевского трактата и даже ранее грузинские топонимические транскрипции уверенно вошли и утвердились и в российских всевозможных историко-географических трудах. В результате даже потомки алан получили сегодняшнее фактически грузинское название — осетины… Последние два века Грузия, опираясь пока на царскую Россию, а затем и на Советский Союз, помимо топонимической ассимиляции форсировала и ассимиляцию этническую, заселяя местности и области Южной Осетии грузинами. Именно поэтому Ленингорский район сегодня у обывателя, но никак не у историков, считается исторически грузинонаселённым. В дальнейшем мы попытаемся размотать «исторический клубок» образования и названия Ленингорского района с целью возвращения местности его исконного названия.
На карте Республики Южная Осетия много старых и новых населённых пунктов. Наша страна, несмотря на скромные размеры территории, живёт по общепринятым законам картографии, топонимики, ойконимии и т. п. Возникают и исчезают населённые пункты, меняются их названия. Изменение в наименовании населённого пункта может происходить согласно традиции, а может — волюнтаристски, решением «вышестоящих» властей.
После того как название "Южная Осетия" наконец-то наполнилось своим истинным национальным содержанием, встал вопрос и о возвращении, придании населённым пунктам их исторических или продиктованных новыми реалиями названий. Именно в этом направлении и работала в прошлом году специальная топонимическая комиссия, опираясь на опыт подобного органа 1925 года, однако работу она, по общему мнению, так и не завершила. Поэтому и практические результаты комиссии оказались довольно скромные. Между тем простора для приложения сил в области практической топонимики немало. Мы не будем говорить о названиях населённых пунктов, подобных наименованиям «Тилиан» или «Дампалет». Но некоторое удивление вызывает столь долгое существование таких названий, как «Киров» и «Ленингор». Причём, если о Ленине у нас ещё помнят, то имя Сергея Кирова едва ли многие вспомнят даже в его родном Петербурге. И дело совсем не в том, что южные осетины, так не любящие кардинальных изменений, самозабвенно чтят руководителей Советского государства. Просто возможные бюрократические хлопоты не создают катализатора инициативы в деле переименования. Есть название, ну и пусть дальше так же называется!
Взять тот же Ленингор. В эпоху российской администрации на Кавказе это поселение носило название Ахалгори, в период советской власти — Ленингор. Для нас данный населённый пункт важен не только из-за своего стратегического значения, но и по причине исторической составляющей — в раннем средневековье здесь находился один из аланских центров на территории современной Южной Осетии. Именно здесь, где сейчас находятся кварталы посёлка, и установила свои владения династия, известная как Ксанские Эриставы. Основали её выходцы с севера Осетии. В результате внутренних распрей в осетинском царском роду, несколько его представителей перешли через Кавказский хребет в Южную Осетию. Вот как описывает этот эпизод «Хроника Ксанских эриставов»: «В эти времена была великая смута в стране Осетской, и обильно проливалась кровь царей осов. Оказались победителями сыновья старшего брата и перевели через гору Захскую (перевал Закка. — Ред.) детей младшего — Ростома, Бибилу, Цитлосана и сыновей их с семьюдесятью добрыми рабами и привели в страну Двалетскую (Южная Осетия)». Поселились они вначале возле современного селения Едыс, но у них со временем возникла рознь с местным населением, и они вынуждены были перебраться на новое место.
Ростом с семьёй, братьями и челядью переселяется в ущелье реки Чысандон (Чысанское, или Ксанское ущелье, Чысангом). Здесь он становится владетелем земель и крестьян (эриставом). Духовным центром эриставства и усыпальницей владетелей стал монастырь в селении Ларгвис. Позднее, в этом монастыре в 1405—1410 гг. была написана «Хроника эриставов» — важнейший источник по истории региона.
Надо отметить, что в ущелье Чысангом, в его верховьях, расположен исторический район Дзимыр. Именно выходцы из этого ущелья и формируют со временем окружение аланского царского рода, основавшего династию Ксанских эриставов. Вторая волна аланских поселенцев была после 1296 года, когда аланы вынуждены были покинуть город Гори — центр Закавказской Алании и сотни семей алан переселились на территорию современного Ленингора. То древнее название, к сожалению, не сохранилось. Однако века спустя поселение, благодаря грузинским «летописцам», получило название Ахалгори — буквально, "новый Гори", и было закреплено на грузинских картах. На самом деле аланы, конечно же, новое поселение называли иначе. Среди братьев Ростома был один по имени Бибил. Именно от него и пошла осетинская фамилия Бибиловых. То, что аланы переселялись из Гори в Чысанское ущелье объяснимо, так как Ксанские эриставы поддерживали аланского предводителя Ос-Багатара в его попытках утвердить Закавказскую Аланию с центром в Гори. И после военного поражения уже Чысанское ущелье стало следующим местом обретения новой родины алан. Со временем аланский элемент в этом регионе стал значительной военно-политической силой.
В междоусобной борьбе грузинских царей Давида VIII (1293—1311 гг.) и Вахтанга III Ксанские эриставы активно поддержали Вахтанга III. В благодарность царь пожаловал эриставам (а по сути, вернул осетинам) права на Трусовское ущелье, Гудыком, Ацерское ущелье и другие области. Так на заре XIV века началась экспансия Ксанских эриставов на соседние земли, населённые по большей части осетинами.
Эристав Шалва «сжёг и опустошил все ущелья Двалетские, захватил и разрушил все крепости от Трусо до Ачабет». Затем экспансия эриставов обратилась против обществ Гнугъ, Тлигом, Рукского, Гудского и Трусовского ущелий. На протяжении XIV в. эриставы неоднократно совершали походы с целью покорения этих областей. С помощью царя Георгия VII (1393—1407 гг.), вторгшегося в Двалетию «по Ачабетской дороге», то есть со стороны современного Цхинвала, эриставам удалось на какое-то время сломить сопротивление двалов.
Во второй-третьей четверти XV в. происходит расширение владений ксанских эриставов к югу, вдоль долин Ксани, Лехуры и Меджуды. Эриставство превращается из военно-административной единицы в полунезависимую феодальную сеньорию. Не позже 1440-х годов духовный центр и усыпальница эриставов переносится из Ларгвиса в селение Икорта.
Новые границы эриставства укрепляются. В грамоте Шалвы Квенипневели упоминаются основанные или возобновлённые селения Ахалубани, Иврети, Ереда, Курта. Собирание земель и фактически формирование нового государственного образования продолжалось вплоть до XVII века. В 1630-х годах в Ахалгори уже находилась перенесенная из Квенипневи резиденция эриставов. Именно с этого времени и отсчитывает свою историю Ленингор (Ахалгори) как алано-осетинский центр.
Другое дело, что со временем аланы–осетины утратили свои этнические признаки и слились с грузинами, но в некоторых случаях сохранили память о своём осетинском происхождении. Значительная часть современных грузинских фамилий в Ленингоре имеет осетинское происхождение.
К сожалению, названия районного центра — Ленингор и Ахалгор — далеки от того, чтобы отражать исторические и современные реалии. Наименование могло бы отражать имя одного из основателей династии Ксанских эриставов — Библдон. Такая традиция была у сарматов Великобритании. Кстати, в Малой Азии в древности уже существовал город Библ. В названии населённого пункта мог бы отражаться коренной топоним Чысанского ущелья — Дзимыр.
Роберт Кулумбегов
Югоосетинская газета "Республика"