Успех и художественный талант народного художника РЮО, основателя и руководителя Государственного Лицея искусств им. А. Колиева, Касоева Лаврентия Павловича – это широта его взгляда на жизнь, осмысленное отношение к художественному творчеству и его задачам, постижение исторических путей развития искусства и его современного состояния, взаимосвязь эстетических и художественных законов.
Художник практически одинаково силён во всех жанрах изобразительного искусства. Творческое направление, богатое национальными традициями, энтузиазм определяют специфику его взгляда на жизнь в целом. Создавая Лицей искусств в непростое для Южной Осетии время, в 1991 году, он взял за основу воспитательное воздействие определённой культурной среды на то, чтобы подрастающее поколение вбирало в себя нравственную силу, решались проблемы для его эстетического воспитания, так как интерес ребёнка к национальным духовным и материальным богатствам культуры раскрывается только путём непосредственного контакта с ним на занятиях. Для создания нашего государства одним из важных направлений является определение духовного облика его будущих граждан. Как преподаватель он вырабатывает у своих учеников иммунитет к серости, шаблону, и в то же время прививает им любовь к красоте родной природы, преданность родным местам, к национальному искусству. Выпускники Лицея отличаются высоким интеллектом и культурой, владеют всеми навыками осетинской хореографии и музыки. Ученики Лаврентия Каcоева – Вадим Каджаев, Мария Кокоева и многие другие уже прославляют нашу Осетию своим талантом. Учитель и сейчас их поддерживает.
Велика роль художника и в общественной работе. Он помогает всем, кто в этом больше всех нуждается. Совсем недавно он поддержал народного художника России Магреза Келехсаева, проводившего мастер–классы по живописи в Квайсе, Дзау и других районах Республики. Большую лепту он внёс также в организацию и создание картинной Галереи в 2003 году, поддерживал работу Галереи, вёл кураторскую работу для формирования различных экспозиций, что способствовало ознакомлению населения и наших гостей с национальной культурой.
Лаврентий – необычайно деятельный человек. Занимаясь общественной и преподавательской деятельностью, он успевает и продолжает заниматься творчеством. В своём творчестве он употребляет простые и зачастую лаконичные приёмы, не ограниченные определёнными рамками, но имеющие личную идею. В портретном жанре – «Девушка в голубом», «Ирэн», «Моя бабушка», «Тётя Шура», «ХазбиКокоев» для трактовки образов он использует широкий спектр «старых» и «новых» живописных приёмов. Он идёт в ногу со временем, которое диктует новые формы искусства, беспрестанно открывает их для себя, поэтому его творчество всегда поражает свежестью и энергией. Представляя изобразительное искусство в самых разнообразных направлениях, им исполнена инсталляция «Роза тирана» из разорвавшегося на дворе лицея боевого снаряда в августе 2008 года. Художник одарён способностью улавливать скрытый смысл вещей обыденных. Не менее интересна композиция «Утро невесты» на куске дерева от оставшейся двери сожжённого родительского дома, на котором художник показывает соблюдение старого осетинского обычая: невеста засветло подметает дворики аула. Осетинские национальные обычаи также запечатлены на картинах «На свадьбу», «Мой дед», «Ветераны», «Одиночество». В абстрактных композициях «Рождение мира», «Крик», «Собачий заговор», «Явление ангела», «Древо» автор делится своими внутренними переживаниями: то возмущён миропорядком, то надеется на просветление и верит в него. В композиции «Чай для фараона» зритель видит живописную экспрессию и красочность, манящие восхищённый взгляд. На картине «Страх» изображена лошадь, летящая по пространству со скоростью света, испуганная, но вместе с тем сильная, как символ космической энергии, данной всему живому во вселенной.
Мастер отличается особым даром в постоянном профессиональном росте, внося перспективы и новизну в своё творчество. Созданная им серия графических этюдов старого Цхинвала отличается динамичностью и свежестью и оригинальностью исполнения. На картине «Хозяйка города» изображена одинокая кошка посреди опустевшей улицы, напоминающей о 90-х годах. Об этих тяжёлых испытаниях для Южной Осетии говорят и картины «Красная полоса», «Реквием», «Сожжённая яблоня».Мастер в постоянном поиске и использует индивидуальные приёмы и средства художественного языка, решает актуальные на сегодняшний день вопросы посредством активной позиции гражданина и художника. Трудно устоять перед напором его темперамента, который заряжает позитивной энергетикой. Лаврентий Касоев всегда имеет свежие идеи для созидания и творения. Тонкий вкус и трогательное отношение к красоте делает его творчество близким и родным каждому цхинвальцу. Изображая камерные непритязательные мотивы, отражающие своеобразие архитектуры Цхинвала 50-х годов прошлого столетия, художник ностальгически передаёт своё трепетное отношение к родному городу. «Первый снег», «Улица моего детства», «Цхинвальский парк», «Первый снег», «Набережная», «Улица старого Цхинвала» - это воспоминания о детстве и юности художника, это памятники культуры, созданные Лаврентием Касоевым для нас и наших потомков.
Автор многочисленных произведений искусства, участник всех Республиканских и Международных выставок, чьи картины выставлены в Третьяковской галерее и музее Востока, не считая частных коллекций и музеев мира, считает, что основная цель на сегодня – создание Национального музея РЮО. Без духовной силы и мягкости сердца невозможно выпустить на свободу сквозь окно своего искусства столько образов, персонажей, композиций. Сейчас художник готовит зрителю широкую экспозицию. Он всегда работает, всегда в поиске новых идей. Главный его путь в искусстве – возрождение духовных и материальных ценностей осетинской культуры. Основная тема его творчества – его родной город Цхинвал, «уголок» детства, в который он всегда влюблён, и которому он себя посвятил.
Д. А. Цховребова, главный специалист
Министерства культуры РЮО, искусствовед