Атрибутами независимого государства являются многие символы: Флаг, Герб, Конституция… Это, так сказать, обобщенные символы. Но есть еще один символ нашего суверенитета, который, считаясь общегосударственным, одновременно является и индивидуальным. Это паспорт гражданина Республики Южная Осетия. Именно эта небольшая книжечка оттенка национальной цветовой идентификации дает нам ощущение личной причастности к нашему государству. Предметом принадлежности к общности Граждане РЮО.
Такое восприятие Паспорта нам перешло от советского наследия. Именно в эпоху СССР паспорт как удостоверение личности стал обязательной принадлежностью советского человека. В ту эпоху этот документ был своего рода учетной карточкой, в которой указывалась национальность, прописка, семейное положение, военнообязанность. Одним словом, готовое личное дело для надзорных органов. Поэтому люди, не имеющие паспорт, как бы не существовали. И в этом было еще одно отличие советского человека от жителя Запада, для которого понятие паспорт возникало, когда он выезжал за границу. А для повседневной жизни использовались водительские права, профсоюзный билет, служебное удостоверение, то есть любой простой документ, где должна была быть фотография и ваши фамилия и имя.
Страсть государства контролировать каждого подданного в отдельности, а также все население в целом, стара как мир и неутолима. И лучшее средство учета с давних пор – паспорт, хотя первоначально удостоверения личности являлись своего рода привилегией. Оттиск печати древнеегипетского фараона никто не мог подвергнуть сомнению, так как только царственная особа могла позволить себе именной перстень. Статус правителя в Древнем Китае и Золотой Орде подтверждали золотые «пайдза» – таблички с именем господина и пояснительной запиской. Позже такими табличками стали отличать посланников правителя и высших чиновников государства, обычным жителям специальные дорожные удостоверения личности выдавались для поездок за границу. Интересно, что уже тогда для идентификации человека указывались не только его фамилия и имя, но и цвет глаз и волос.
Как любая грандиозная идея, паспортизация населения, в первую очередь, преследовала благие цели. Миграция населения в поисках лучшей доли все усложняла, поэтому именно на самих странниках в Европе XV века лежала обязанность доказать свою благонадежность, в том числе предъявляя документ, удостоверяющий личность и право на отлучку с места жительства. Военные паспорта (Militärpass), выдаваемые с XVII века, препятствовали дезертирству, а для визитеров из зачумленных стран применялся «чумный паспорт» (Pest-pass). Предполагается, что именно временам французского короля Людовика XIV мир обязан появлению самого слова «паспорт». Так как граница чаще всего пересекалась морским путем, то и соответствующий документ получил название passé port (фр. «проходящий порт»).
Трудно сказать, кому первому из государственных подданных пришло в голову изобрести «документ» для внутреннего пользования, но идея стала крайне популярной. Вскоре стало недостаточным просто иметь внутренний паспорт, потребовалась регистрация по месту проживания. Франция XVIII-XIX веков подняла паспортное дело на новую высоту: всякая отлучка с места жительства внутри страны, тем более поездка за границу без получения паспорта была невозможна. Так, государство отслеживало передвижение населения и искало шпионов. В период беспрерывных войн того времени паспортизация упрощала работу спецслужб. Но население росло, не переставая при этом перемещаться с места на место, и строгий контроль стеснял промышленное развитие Европы. Некоторые европейцы достаточно быстро сообразили, что им невыгодно загонять население красными флажками ограничений. В 1850 году Дрезденская конференция освободила подданных немецких государств от необходимости брать в полиции разрешение на каждую поездку.
Следом за немцами были отменены излишние паспортные строгости в Испании, Дании, Италии. А Англия, Швеция, Норвегия пошли еще дальше – свобода передвижения по стране для местных жителей не могла быть ничем ограничена, и только для иностранцев в некоторых случаях требовалось удостоверение личности, причем, необязательно паспорт.
В России с 1719 года по указу Петра I в связи с введением рекрутской повинности и подушной подати обязательными стали так называемые "проезжие грамоты", которые с начала XVII в. использовались для путешествий внутри страны. В 1724 г. с целью предотвращения уклонения от уплаты подушной подати крестьянами, для них были установлены особые правила при отлучках с места жительства. Паспортная система должна была обеспечить порядок и спокойствие в государстве, гарантировать контроль за уплатой налогов, выполнением воинской обязанности и, прежде всего, за передвижением населения.
Интересно, что паспорт выдавался только мужчинам, причем все его иждивенцы, от жены до родителей, вносились в документ. Женщины могли получить паспорт только в особых случаях, в основном, только по просьбе родителей или мужа. Примечательно также, что служителям православной церкви удостоверительные документы выдавались духовным руководством, причем даже членам сект. Исключение составляли только секты скопцов. Человек без документов, обнаруженный полицией, получал полгода… но не тюремного заключения, а времени на оформление документов, и только при повторном нарушении паспортного режима должен был в семидневный срок вернуться домой. Существовали разделения по сроку действия паспортов – дворяне, офицеры, купцы и другие «ценные» для общества граждане получали бессрочные паспорта, а мещане, ремесленники и селяне – от 3 месяцев до 5 лет, в зависимости от наличия долгов перед казной. Оформление подложного вида на жительство наказывалось сроком до 8 месяцев тюрьмы. Интересно, что к иностранцам сохранилось традиционно недоверчивое отношение – нахождение на территории России без паспорта запрещалось, нарушители депортировались.
Многим известно, что одним из первых дел, которое сделали большевики, придя к власти в 1917 году, стала отмена паспортной системы. Но мало кто знает, что паспортные книжки просто сменили свое название в 1919 году на «трудовые» и продолжали быть обязательным документом. В качестве документов, удостоверяющих личность, использовались также метрики и разные "мандаты".
Надо отметить, что начало ХХ века вообще ознаменовалось отменой паспортного режима по всему Старому Свету, но первая и вторая мировые войны привели правителей в чувство. Руководство Советского Союза тоже пришло к выводу, что «так жить нельзя» и, спустя 15 лет после советизации страны, паспортная система была возрождена в еще более жестком варианте. Паспорта долгое время имели только горожане, в документе указывалась не только национальность, но данные о том, находился ли человек в плену или в местах заключения, и отображались в паспорте специальным буквенно-цифровым кодом. Кстати говоря, тот пресловутый документ, который поэт Владимир Маяковский гордо доставал из широких штанин – загранпаспорт, обычным советским людям был также незнаком, как и меню кремлевского спецбуфета. Так что, по сути, гордость поэта и призыв «смотреть и завидовать» вполне оправданны и для жителей самой Страны Советов.
Настоящая паспортная система была введена в СССР постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров 27 декабря 1932 г., поскольку в ходе индустриализации потребовался административный учет, контроль и регулирование передвижения населения страны из сельских районов в промышленные и обратно (у деревенских жителей паспортов не было!). С 1937 г. в паспортах появились фотокарточки, точнее место для них было предусмотрено, но в реальности фотографии вклеивались лишь при наличии технической возможности.
С этого времени паспорта обязаны были иметь все граждане, достигшие 16-летнего возраста и постоянно проживающие в городах, рабочих посёлках, поселках городского типа, новостройках, совхозах. Выдавались паспорта с обязательной пропиской по месту жительства (при смене места проживания следовало получить временную прописку в течение суток). Кроме прописки, в паспортах фиксировалось социальное положение гражданина и место его работы.
Не получали паспортов военнослужащие, а также колхозники, учёт которых вёлся по поселённым спискам. Были и многочисленные категории "лишенцев": ссыльные и "неблагонадёжные" и, как тогда говорили, "пораженные в правах" люди. По различным причинам многим отказывали в прописке в "режимных" и приграничных городах.
Колхозники стали получать паспорта лишь во времена "оттепели", в конце 1950-х гг. Завершился этот процесс только после утверждения нового "Положения о паспорте" 1972 г. Тогда же ушли в прошлое и паспорта, чьи буквенно-цифровые коды означали, что человек сидел в лагерях или был в плену, в оккупации. Таким образом, в середине 1970-х годов произошло полное уравнение в паспортных правах всех жителей страны. Именно тогда всем без исключения разрешили иметь совершенно одинаковые паспорта. В период 1973-1975 гг. впервые паспорта выданы всем гражданам страны. С 1997 по 2003 года в России проводился всеобщий обмен советских паспортов образца 1974 г. на новые, российские.
В Осетии удостоверение личности существовало в понятии «æвдисæн гæххæт» (букв. «свидетельствующая бумага»). Такие документы обычно требовались на импровизированных таможнях, которые существовали в Осетии до присоединения к России. В каждом ущелье, через которое проходили пути сообщения из Закавказья в Россию были устроены таможни местных удельных владетелей. Впрочем, наличие бумаг не было приоритетным. Главное, чтобы путешественник или торговец мог уплатить щедрую пошлину. С вхождением Осетии в состав России и на этой территории стали действовать общеимперские документы.
До развала СССР в Южной Осетии существовала такая же, как и по всей Стране Советов паспортная система. В период «безвременья» использовались старые паспорта СССР или заграничные паспорта СССР и Российской Федерации с вкладышами о гражданстве. Был период, когда единственным документом, удостоверяющим личность была т.н. форма №9. Собственные национальные паспорта же были введены только в 2006 году. В настоящее время проходит постепенная замена внутренних паспортов, на удостоверения личности нового образца. Правда новизна заключается преимущественно в увеличении степени защиты документа.
Однако необходимость паспортизации населения связана не только с увеличением защиты документа. В числе лиц, имеющих на руках паспорта гражданина РЮО, оказались люди, никакого отношения к Южной Осетии не имеющие. Порой с криминальным настоящим. Всех их надо обязательно отсеять при замене документов. Еще одной проблемой, которую должна решить паспортизация – это определение статуса жителей районов РЮО, ранее находящихся под грузинской оккупацией. До сегодняшнего дня значительная часть жителей пос. Ленингор и окрестных сел не определилась с юго-осетинским гражданством. Желая получить статус гражданина РЮО, многие из них и не собираются отказываться от грузинского гражданства.
Кстати, в некоторых государствах получить гражданство достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы ты родился в этой стране, и твои родители являлись ее гражданами. Даже если ты связал свою судьбу с представителем данного государства и живешь в браке там всю оставшуюся жизнь, гражданства тебе не видать. Твои дети – возможно, но сам ты до конца жизни так и останешься «чужаком». Таково отношение к своей государственной идентификации, например в Монако. И, безусловно, своя логика в этом есть.
Для нас паспорт является предметом национальной гордости, однако этот документ многие рассматривают исключительно как приятную вещицу или сувенир. Понятно, что здесь речь идет о людях, проживающих за пределами РЮО и наличие внутреннего паспорта у которых не связано с их повседневной деятельностью. Для них паспорт гражданина РЮО – это исключительно символ принадлежности к национальному государству. Образно говоря, наличие прав без обязанностей.
Конечно, обладание паспортом гражданина РЮО должно быть предметом гордости и, прежде всего, национальной. Между тем некоторым гостям паспорт гражданина РЮО выдавался как форма признания их заслуг перед РЮО. Однако, нисколько не умаляя вклад сторонников Южной Осетии надо сказать, что как поощрение вполне было бы достаточным правительственных наград. В крайнем случае, надо ввести статус «Почетный гражданин РЮО», без проведения процедуры принятия гражданства и «сувенирной» паспортизации. Есть люди, которые, став обладателями наших паспортов, достойно представляют нашу Республику в освоении полюса, в спорте, в политике. Но мы, одновременно образовали, из лучших побуждений, группу людей, для которых наши паспорта являются приятными сувенирами, но не обязывают их к ответственности перед Республикой конкретными делами. А некоторые из них и вовсе ведут деструктивную работу против руководства Республики.
Поэтому при получении паспорта Гражданина РЮО каждый его обладатель должен понимать, что это еще и обязательство перед своей страной. В этой связи было бы неплохо проводить выдачу паспортов в торжественной обстановке. Хотя бы в среде молодежи. Получение паспорта должно для каждого нового гражданина стать праздником.
Роберт Кулумбегов