Корабль спасения

ср, 04/12/2013 - 10:13
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Приступаю к благородной и важной миссии – написать о родном для меня (и для многих) храме св. равноапостольных царей Константина и Елены в г. Цхинвале, который нуждается в безотлагательной помощи. Этим я как-то, возможно, смогу воздать за бесчисленные благодеяния, полученные мною в стенах храма. Стал он мне родным совершенно случайно. Своим, тогда еще новообращенным умом я думала, что слишком он неказист и прост: маленький, почти наполовину ушедший в землю, старый и без куполов. Тогда я не предполагала, что это – древняя, священная простота раннехристианской архитектуры. Храм, оказывается, принадлежит VI веку и имеет форму корабля – наиболее раннюю из всех известных форм церквей, символизируя собой ковчег спасения в бушующей мирской пучине. Изначально, т.е. во времена гонения христиан, такие храмы строились под землей. Под алтарями древних церквей в криптах хранились мощи мучеников. В IV веке, после издания императором Константином Миланского эдикта о веротерпимости, храмовое строительство навсегда перешло в свой наземный этап.
Во времена раннего средневековья архитектор и монах были в одном лице. Дело в том, что древнейшие доисторические архитектурные формы и методы строительства несли в себе магико-оккультную пропорциональную соразмерность и осуществляли сакральную связь с языческим пантеоном. По замечанию ученого-историка А.В. Иконникова, «входящие в состав сокровенных знаний математические закономерности, которым подчинялась архитектура, не дошли до нас. Сложность их такова, что они не раскрываются однозначно при анализе объектов. Магические ритуалы, которыми сопровождалось начало строительства, соединялись с приемами разбивки плана сооружения на отведенном для него месте». Святыми подвижниками, де-факто посланниками Господа Иисуса Христа, монахами-архитекторами, вобравшими в себя нужные технологии, на местах языческих капищ возводились монастыри и храмы. Первые монастыри возникли на земле Египта, а затем центром христианства становится Сирия. На святой земле Сирии (Шам) подвижниками вырубались монастыри в пещерах. При этом, в среде монахов была особая каста строителей, которые занимались также поиском конструктивных и технологических решений (например, сейсмически устойчивых сооружений, приспособленных для ландшафтов Малой Азии и Кавказа). Целью святых подвижников Египта, Палестины и Сирии (Шам) становится распространение монашества по всему миру. В горах Кавказа в труднодоступных местах расположены древние монастыри, по словам исследователей, они мало изучены и заказчики их неизвестны.
Как было сказано выше, храмы и монастыри строились в большинстве случаев на месте языческих капищ. Например, Джерский древний монастырь в Республике Южная Осетия, по словам археолога Р.Х.Гаглоева, построен на зороастрийском капище. Летопись «Картлис цховреба» рассказывает, что на этом месте в первом веке с проповедью побывал апостол Матфей. Историки христианства говорят, что святые подвижники в первую очередь разрывали сакральную связь между языческим божеством и местным населением, строя храмы и монастыри, только затем принимались за крещение людей. В VI веке в Закавказье (на территорию нынешней Грузии и Южной Осетии), с целью обустройства монастырской жизни и утверждения веры христовой, направились 13 подвижников, известных как сирийские отцы. Позже они были причислены к лику святых. Каждый из них основал монастырь на земле, которая была уделом Пресвятой Богородицы, и где находится риза Господа нашего Иисуса Христа, привезенная из Палестины Елиозом, иудеем по происхождению. Члены еврейских общин, где бы они не находились, принимая Спасителя, становились проповедниками веры Христовой среди язычников. По всей земле, как символ победы, строились храмы в честь Господа.
Аланы были одним из первых народов, принявших христианство. Святой Андрей Первозванный проповедовал в аланском городе Фусте (Фостапоре) и совершил миссионерский путь, по словам св. Дорофея, епископа Тирского, через Понт, во Фракию и Скифию. Об этом повествует и Леонтий Мровели в «Картлис Цховреба» (II, стр. 186). Под городом Фуст (Фостопор) подразумевается причерноморский Боспор, который в «Картлис Цховреба» прямо называется осетинским. В Боспоре апостол был радушно принят жителями, которые приняли крещение. Далее он отправился в Феодосию, где правил князь Савромат. Савроматами называли Баспорскую династию (Георгий Мтацминдели). Автор начала V в. Епифаний Кипрский пишет: «А Симон и Андрей отправились в Сосланию (Аланию) и в г. Фусту». Многочисленные источники: армянские, грузинские, греческие, церковные и др. свидетельствуют о принятии аланами святой веры, начиная с первых веков. История повествует и о возникновении в Боспоре и Херсонесе епископских кафедр в III-IV вв.н.э. (еп.список VI Вселенского собора). Автор труда «Христианство в Осетии» Гатуев А. считает, что и в VI веке, во времена правления Юстиниана Великого, греческие миссионеры распространяли среди осетин христианское учение: «В селе Галиат до сих пор сохранилась маленькая каменная церковь с монашескими кельями, и осетины рассказывают, что именно в этих кельях жили греческие монахи» (Гатуев А.В. Христианство в Осетии. стр. 50). К сожалению, сохранилось очень мало книг, рассказывающих об аланской храмовой архитектуре. Между тем, сегодня, когда языческие капища извлекаются из руин, живые храмы ветшают и рушатся! И примеров тому множество как на севере, так и на юге Осетии.
Было время, когда носители веры Христовой – аланы в составе римского конфедерата поселились в Западной Европе. В Ирландии в графстве Керри, в местечке Галерас находится таинственная часовня Галлеруса, построенная по всем канонам восточного аланского зодчества, несущего в себе иранский элемент, как в кладке, так и в декоре, в то время как западная часть Алании испытывала влияние греко-византийской технологии храмового строительства. Это небольшое сооружение, по форме напоминающее перевернутую лодку, было воздвигнуто без применения известкового раствора. Здесь использован ступенчатый свод – камни клались под углом, что позволяло стекать дождевой воде и защищало постройку в течение столетий. Часовня датирована V веком. Археолог Р.Х.Тменов считает архитектуру молельни Галлеруса аналогичной Нузальской часовне по форме и по кладке, хотя Нузальская церковь значительно моложе первой (Тменов В.Х., Зодчество средневековой Осетии, Владикавказ. 1996 г., стр. 163).
Традиции строительства культовых сооружений уходят в глубокую древность, к временам индоиранской (арийской) общности, преемственно передаваясь из поколения в поколение. Все мое повествование было подчинено одному только желанию – доказать, что мы христианский народ, имеющий историю и древние храмы. Аланские храмы выдержаны в едином стиле и просты по архитектуре, неся отпечаток ментальности сурового и мужественного народа. Крестово-купольные храмы Северной Осетии датированы поздним средневековьем. Тогда как в Южной Осетии имеются храмы и монастыри раннего средневековья, когда святою верою воссияло великое множество святых и праведников. Исполненные этой благодатной силой древние, намоленные храмы являются святынями, где в полной мере и с особой силой проявляется Благодать Божья (Хуыцауы Фарн). Два подземных пещерных храма и кельи Тирского Богородице-Рождественского мужского монастыря в с.Монастер, Цхинвальского роайона тоже VI века. Ранним средневековьем датируются и развалины монастыря при Джерском храме. Полуразрушенный храм в с.Додот Цхинвальского района содержит в себе подземную часть и тоже является раннехристианским памятником. А храм св. равноапостольных царей Константина и Елены является на сегодня единственным действующим древним (VI в.н.э) храмом на территории Южной Осетии. Здесь, вплоть до 2001 года, размещался склад для керосина. Пол был под толстым слоем грунта, а уникальный старинный свод начал протекать. Храм построен из кирпича и выложен извне камнем по древнейшей технологии. В кладку встроены глиняные кувшины-голосники для создания соответствующей храмовой акустики. Свод над средней частью (нефом) и притвором является арочным, а над алтарем выложен спиралью вверх. Позднее, где-то в XVII веке, к храму была пристроена колокольня, которая, без сомнения, является в архитектурном плане лишней деталью. Углы храма скошены, он имеет форму корабля, почти повторяя очертания аланской часовни Галлеруса в Ирландии. Декор по внешним углам тоже более позднего происхождения. Стараниями о.Алексея (Аристинов) и других священников и прихожан, в 2001 году храм был буквально выкопан из земли и приведен в более-менее приличный вид, но непокрытая кровля продолжала протекать. Благодаря длительным усилиям настоятеля храма о.Алексея и поддержке руководства Республики в 2005 году, храм принял нынешний, приличный вид. Кровля церкви первоначально была покрыта профнастилом на пожертвования супругов Яновских. Но неудачная работа кровельщиков стала угрожать уникальному древнему своду, и его пришлось крыть заново. Усилиями директора ООО «Шанс» Игоря Козаева, церковь обрела легкую и прочную крышу и лексановый навес над входной дверью. В свое время недобросовестными строителями внутренние отделочные материалы были нанесены на сырую штукатурку, поэтому стены и свод отсырели, и куски материала валятся на пол. Уникальная древняя святыня нуждается в капитальном ремонте и ждет своего благотворителя. Ведь помочь церкви, означает спасти свою душу и покрыть множество грехов, устроить благополучное будущее своих детей. Храм небольшой и средств на его обустройство требуется не так уж и много. При этом редкий народ может похвастаться столь старинным действующим храмом, такими церковными традициями, уходящими в глубь веков. В стародавние времена на земле алан служило много греческих священников и эта сакральная традиция как бы также возродилась в веке нынешнем. Настоятель храма св. равноапостольных царей Константина и Елены о.Алексей – грек по национальности, но именно он приложил все свои силы к восстановлению древнеаланского храма и собственноручно выгребал из него землю.
Хочется надеяться, что данный материал привлечет внимание меценатов на воссоздание подлинно древнего аланского храма в его бывшем великолепии. Паломники отправляются из Южной Осетии и жертвуют где-то на нужды храмов. Без сомнения, это прекрасно, но наши древние святыни лежат в руинах и нуждаются в реставрации, и, заметьте, они гораздо более древние. Глубоко уважая православные святыни других народов, все же не будем так поверхностны к своим, которые стоят на святой земле, находящейся под покровительством Пресвятой Богородицы.
Многие просто не знают о нашем храме, о его истории. Он очень нуждается в помощи: в капитальном ремонте, в трапезной, в обустройстве территории. Может, найдутся люди с добрым сердцем и верующей душой, которые помогли бы настоятелю и прихожанам Храма привести все в должный вид, чтобы он и дальше служил людям на пути к спасению.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest