В Осетии 1 апреля отмечают День памяти великого осетинского поэта Коста Хетагурова.
О неоценимом вкладе поэта в культуру своего народа в интервью ИА «Рес» рассказал заведующий кафедрой осетинского языка Юго-Осетинского государственного университета (ЮОГУ) имени А.А. Тибилова, профессор Гацыр Плиев.
«Сегодня день смерти Коста, и конечно, при упоминании о нем мы начинаем задумываться о многих вещах, - сказал Плиев. - Говоря о Коста, перед глазами предстают края, природа, горы Осетии, ее обездоленный народ . Мысли, которые он воспевал в своем творчестве, не теряют актуальности и по сегодняшний день. Коста писал: “Æз дзыллæйæ къаддæр куы дарин, куы бафидин искуы мæ хæс, уæд афтæ æнкъардæй нæ зарин, нæ хъуысид мæ кæуын хъæлæс (Но если бы роду людскому мне долг оплатить довелось, тогда б я запел по-другому, запел бы без боли, без слез). И, действительно, он плакал, душа его болела из-за состояния, в котором пребывал его народ».
Плиев отметил, что Коста в дни своей жизни не знал покоя и утешения.
«Он заболел тяжелой болезнью, и в последние годы своей жизни лежал в доме Гаппо – мэра Владикавказа, который вместе с сестрой заботился о его здоровье, - сказал Плиев. - Позднее сестра Коста Ольга отвезла его в Лаба, где он, будучи тяжелобольным, находился в течение двух лет. Из писем Ольги видно, что порой у них не имелось средств для приобретения лекарств. В апреле 1906 Коста умер и был похоронен там же. Однако осетинская интеллигенция сделала все возможное для того, чтобы его тело было возвращено в Осетию. Как-то работая в Ставрополе в газете “Северный Кавказ” Коста писал о смерти своего коллеги Тутаюка Шумова: “Этот человек никем мне не являлся, не был другом моего народа или борцом за свободу, но я так переживаю его смерть. Спрашивая себя почему, он отвечает: “Когда-нибудь и мой труп никому не будет нужен, и будет покинут всеми”. После он писал: “Мæлæтæй нæ тæрсын , фæлæ мын мæ фæстæ мæ уæлмæрдмæ чи хæсдзæн суг, кæй чызг мыл æскæндзæн зæрдæхалæн хъарæг , кæй кæуынæй риздзæн къæдзæх” (Не смерти боюсь я, – но кто же разложит костер на могиле моей, чья девушка так обо мне зарыдает, чтоб дрогнул утес в вышине?).Однако весть о смерти Коста разнеслась по всему Кавказу, на железнодорожной станции Владикавказа в то время собралось огромное количество людей самых разных национальностей, которые пришли почтить его память. С Владикавказа тело Коста на руках принесли в Ирыхъау, где прошел митинг, на котором интеллигенция рассказывала о жизни и бессмертии Коста».
По словам Плиева, организованный митинг продемонстрировал то, насколько Коста был дорог осетинскому и другим кавказским народам.
«Произведения Коста были переведены на множество языков, что говорит о том, что его творчество оценил весь мир, - сказал Плиев. - В 1959 году возле театра во Владикавказе ему был поставлен памятник».
Плиев отметил, что, будучи одновременно поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, революционером-демократом, художником, Коста внес огромный вклад в историю и культуру своей нации.
«Мы горды тем, что у нас был и есть Коста», - заключил Плиев.