В первый понедельник октября отмечается установленный Организацией Объединённых Наций праздник — Всемирный день жилища (места жительства) (World Habitat Day).
В 1985 году, в соответствии с рекомендацией Комиссии по населенным пунктам, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией учредила этот Всемирный день с целью обеспечения населения планеты жильем к 2000 году. К сожалению, эту идею не удалось воплотить в жизнь, и бездомных на планете огромное количество.
А главная идея дня — задуматься о состоянии наших городов и основном всеобщем праве человека на адекватное жилье, а также напомнить миру о коллективной ответственности за будущее среды обитания человека — актуальна и в наше время. С 1996 года ко Всемирному дню жилища приурочен и Всемирный день архитектуры, учреждённый Международным союзом архитекторов.
Международный союз архитекторов был создан сразу после Второй мировой войны. Тогда его целью стало разрешение насущной проблемы восстановления разрушенных войной городов, населенных пунктов и промышленных предприятий — последствий военных действий. Союз архитекторов СССР был одним из учредителей МСА и активным участником его деятельности. Сейчас в МСА насчитывается более ста национальных секций и более миллиона архитекторов.
В 1950 году одна треть населения планеты жила в городах. Лишь 50 лет спустя эта цифра возросла до одной второй и будет продолжать увеличиваться до двух третьих (6 миллиардов) городских жителей к 2050 году.
Право на адекватное жильё в Южной Осетии
День жилища имеет непосредственное отношение к Южной Осетии. Речь идёт как о Цхинвале, так и о районных центрах, один из которых – Квайса – получил статус города.
Значительная часть жилого и административного фонда Цхинвала была полностью или частично разрушена (сгорела) в ходе многолетней перманентной агрессии Грузии против Южной Осетии. А город (тогда поселок) Квайса и поселок Дзау были практически стерты с лица земли в результате землетрясения 1991 года. Без своего жилища оказались и сотни беженцев, среди которых были осетины, изгнанные из Грузии, и вынужденные переселенцы из охваченных войной приграничных сёл Южной Осетии.
Провозглашённое ООН всеобщее право на адекватное жилье было нарушено в отдельно взятой Южной Осетии в массовом порядке.
Долгие годы этой проблемой никто в республике не занимался. Все жилищные программы советского периода были свернуты. Члены недостроенных кооперативов по сей день борются за свои права.
После войны августа 2008 года ситуация начала меняться, в столице республики – Цхинвале – начали строить и восстанавливать разрушенное (полуразрушенное) жильё. Жилищные программы охватили и районные центры.
Музыка, застывшая в камнях Цхинвала
Если острота нехватки жилья частично снята, то второе значение первого понедельника октября – Всемирного дня архитектуры – увы, никакого отношения к Южной Осетии не имеет. И если архитектуру называют «музыкой, застывшей в камне», то музыка камней Цхинвала практически не слышна или издаёт какофонию звуков.
А ведь когда-то город имел свой неповторимый облик. Были резные балконы, выходящие на Лиахву, фонтаны и скульптуры. Даже внешний вид фасадов частных домов регламентировался на государственном уровне. Увы, история того города закончилась еще со строительством «безликих хрущёвок».
Впрочем, аналогичная ситуация была практически во всех городах бывшего СССР. Да и послевоенная Европа потеряла былой облик: многое было разрушено Второй мировой войной, а восстанавливать начали в стиле «хайтек», родоначальником которого был французский архитектор Корбюзье. Новый облик европейских городов не нравился настоящим ценителям архитектуры. Как иронично писал по этому поводу Бродский, «У Корбюзье то общее с Люфтваффе,
что оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво завершат карандаши».
Но европейцы вовремя спохватились и взялись за охрану архитектурных памятников — владельцы, даже потомственные, не имеют права менять что-либо во внешнем облике зданий без согласования. Меняется ситуация и в городах постсоветского пространства, реконструировать и облагораживать начали «хрущевки», а новые здания отличаются продуманным архитектурным решением. Эстетике среды городского обитания начали придавать большое значение. Цхинвала это пока не коснулось. Архитектурное оформление столицы, сохранение немногих уцелевших исторических зданий, восстановление в новом формате «старого Цхинвала» должны стать приоритетной задачей. И тогда цхинвальская застывшая в камнях музыка вновь зазвучит красиво.