31 марта исполняется 55 лет режиссеру, сценаристу, художественному руководителю и главному режиссеру Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Хетагурова, заслуженному деятелю искусств Южной Осетии Тамерлану Дзудцову.
Тамерлан Дзудцов — явление в осетинском театральном мире. Явление яркое, неординарное, для кого-то неоднозначное, но национальное театральное искусство конца 20-начала 21 столетия неразрывно связано с его именем.
Вначале своей творческой биографии Дзудцов намеревался стать актером и поступил в Цхинвальское музыкальное училище на актёрский факультет, окончив его с отличием . Служил в Советской армии, работал в госдрамтеатре Южной Осетии. Потом резкий поворот биографии - учеба в Институте повышения квалификации работников искусств в Москве (мастерская профессора Лазаря Хейфеца). С 1994 года является художественным руководителем югоосетинского театра.
И этот год стал поворотной точкой не только в биографии совсем еще молодого режиссера, но и в истории осетинского театра.
Здесь следует вспомнить тот период: Южная Осетия находилась в энергетической блокаде, электричество — четыре часа в сутки по графику, об отапливаемых помещениях успели напрочь забыть, мизерная зарплата, не выплачиваемая месяцами.
В этих условиях ставить спектакли приравнивается к подвигу и для режиссера и для актеров и для всех сотрудников театра. И не просто спектакли — был совершен революционный переворот в национальном театральном искусстве. Далеко не всеми принятый. Режиссерское прочтение классики мировой драматургии — Шекспир, Пушкин, Брехт, Ибсен, Уилльямс...Сложные стенографические решения, необычный реквизит, который молодой худрук мог где-то раздобыть, или подключить театральных умельцев какими-то одному ему известными способами, с учетом времени, безденежья. Тогда же проявился продюсерский дар Дзудцова.
О театре Южной Осетии начали узнавать в театральном мире — победы и призовые места на престижных международных театральных фестивалях, восторженные отзывы театральных критиков.
Осетинские любители «канонического» театра еще как-то могли пережить Шекспира, поставленного в сумасшедшем доме, но когда Дзудцов «замахивался» на классику осетинской драматургии — стон раздавался по обе стороны хребта. Как это было с «Амраном» по Елбыздыко Бритаеву.
Театральным любителям нравилась революция, в неотапливаемом зале всегда были зрители, да и на Севере Осетии гастроли югоосетинского театра шли с неизменным успехом.
Режиссер-новатор никогда не оглядывался на чужое мнение. Только вперед - девиз жизни. В обновленном театре есть, где развернуться. И снова заставило о себе говорить, спорить его прочтение «Фатимы» по пьесе Коста Хетагурова.
Дзудцов не всегда совершает революции — последняя с успехом прошедшая премьера «Сатти ма Батти» - тому подтверждение. Старая, добрая классика осетинской сцены.
Но от режиссера привыкли ждать провокации в хорошем смысле этого слова и он не подведет. А еще — программы на телевидение, разные проекты, в числе которых и журнал. То ли еще будет… 55 — это самый расцвет.