Он может покорить публику невероятно темпераментной игрой на ударных, замысловатым ритмическим рисунком. Его звук, порой нервный и агрессивный, в то же время, всегда полон чувств и страсти, может заворожить магией истаивающих pianissimo, красочными, пряными звучаниями.
И даже когда в его инструментальных композициях внешнее музыкальное действие почти отсутствует, где, как говорится, не за что спрятаться, воздействие исполнителя оказывается ничуть не менее сильным. Звуки, звуковые пятна, отделенные иногда большими паузами, создают ощущение растянутого, почти остановившего времени.
От исполнителя это требует особенных качеств: нужно заставить зал слушать тишину. Воздействуя на него почти гипнотически. Одним словом, он, без всякого сомнения, обладает полем притяжения, которое ощущают и слушатели, и партнёры по цеху.
Мы часто склонны романтизировать людей, достигших определенных высот в жизни, в той или иной плоскости, рисуя их героями без страха и упрека, превознося за сильную волю, несгибаемый характер. В конце концов, получается, успех этим людям написан на роду. Творческая же судьба Валерия Кабулова ничем не примечательна.
Он сформировался в счастливую эпоху и принадлежит поколению, получившему мощный духовный заряд. Это были далекие 70-е. Время, когда Цхинвал музыкальный пестрел творчески одаренными людьми, стремящимися создать новое, яркое, запоминающееся. Этому способствовала и сама эпоха, практически в каждой средней школе города — школьные оркестры. Исключением не стала и школа №2.
Здесь, в стенах родной школы будущий барабанщик увлекся музыкой.
Особенный интерес он проявлял к ударным. «У нас был замечательный творческий коллектив, мы часто выступали на мероприятиях в городе, и в очень короткий срок обрели популярность. В оркестре на клавишах играл Вова Алборов (Бетховен), Джанлей Джиоев предпочел бас-гитару, а вокалистом был Алан Техов», — вспоминает Валерий Кабулов.
К окончанию школы, мама, которая с самого начала с пониманием и одобрением отнеслась к увлечению сына музыкой, купила ему ударный состав чехословацкого производства «Amati». «Такая штука стоила огромных денег, но мама сумела сделать мне роскошный подарок», — с улыбкой вспоминает Валерий.
С этого дня он практически не расстаётся с этим инструментом. И даже за долгие годы творческого простоя, он не переставал заниматься любимым делом. За это время нашел свою, как говориться, технику, поверил в свои силы, и понял, что должен сделать себя сам. Разгадка его жизнестойкости, наверное, в этом чувстве самостоятельности и независимости. «С детства у меня не возникало психологической установки на успех. Мне было просто интересно работать над собой и познавать свои силы и возможности», — говорит Кабулов.
Позднее, по книге известного джазового ударника Джо Морелло «JAZZ модерн метод», он самостоятельно, на профессиональном уровне освоит фундаментальные знания по игре на барабанах в стиле джаз. А пока в его жизни струнное отделение Цхинвальского музыкального училища по классу контрабас, куда он поступает после школы. «В те годы в училище отделения ударных инструментов не было, и я пошел на струнное отделение, о чем никогда не пожалел. Я благодарен судьбе, что в моей жизни был преподаватель Дианоз Галаванов, выпускник Саратовской консерватории, научивший меня не только игре на контрабасе, но и открывший целые художественные миры. Это был человек редкой душевной организации», — вспоминает Валерий Кабулов.
Затем в его творческой биографии — легендарный «Бонварон», ставший для Кабулова удачной возможностью реализовать творческий потенциал и набраться сценической практики. Здесь он осваивает разные музыкальные стили, учится большему — обостренной восприимчивости и отзывчивости на новое и неожиданное.
Его дебют в «Бонвароне» состоялся в 1979 г. В программе концерта — сочинения зарубежных авторов, инструментальные рок-композиции, специально написанные для этого выступления. На дебют пришли цхинвальские меломаны. Желающих послушать новую музыку было столько, что они чуть не сломали двери. «Эти ощущения перед выходом на сцену запомнил на всю жизнь. Я безумно волновался, тот концерт, в некоторой степени, был для меня решающим, поэтому мысли о том, какой вердикт мне вынесет искушенная публика, долго меня не покидали. И вот я на сцене. Трудно теперь сказать, что конкретно я отбивал на барабанах, но уже с первых тактов публика так рукоплескала, что у меня сложилось впечатление, будто я приобрел доброго друга», — вспоминает Кабулов.
Однако, столь многообещающее начало имело просто-напросто банальный конец. Его забирают в армию, и он на время расстается с музыкой. После демобилизации Кабулов возвращается в Цхинвал и возобновляет занятия музыкой. Его приглашают во вновь созданную музыкантом старшего поколения Хсаром Джигкаевым рок-группу «Мемориал». Новый творческий коллектив, быстро вошедший в элиту музыкального Цхинвала, имел ошеломляющий успех. «Мы гастролировали по Северной Осетии и Грузии. Зрители, которым не доставались билеты, буквально ломились в двери и окна залов, где мы выступали. Это нас сильно вдохновляло», — рассказывает он.
Век «Мемориала» был недолгим, он просуществовал всего лишь два года, еще меньше блистала на сцене последующая рок-группа «Пиковая дама». Настала перестроечная эпоха. Судьбу того поколения трудно назвать легкой. Одни увяли в последующие времена торжествующей посредственности, другие оказались выброшенными из жизни, иные стали верными служителями собственной карьеры. Как показало время, музыкант Валерий Кабулов оказался в числе тех, кто сохранил себя и смог реализовать мечту всей жизни. Для этого нужна была сильная воля, замешанная на безграничной вере в свое дело и в свои силы. И, конечно, его величество Случай, предоставивший Валерию Кабулову новую возможность сделать первые шаги на пути возрождения джаза в Южной Осетии спустя несколько десятков лет после «Биг-Бэнда» Ленгиора Гусова.
Роль музы Евтерпы, покровительствующей музыкальному искусству, в нашем случае сыграла директор Юго-Осетинского госдрамтеатра Мадина Валиева. Она предоставила комфортный репетиторий для нового творческого коллектива и в целом, как отмечает Валерий Кабулов, оказала всяческое содействие в процессе становления джаз-квинтета.
Другим шагом к мечте стала встреча Валерия Кабулова с Петром Келехсаевым в 2018 году, после которой его замысел создать джаз-группу обрел реальные контуры.
«Саксофонист Петр Келехсаев ранее играл в «Бонвароне». Я обещал решить вопрос с инструментом и попросил присоединиться к нашему квинтету. Он признался, что очень соскучился по музыке и с радостью согласился стать частью нашего коллектива», — говорит Валерий Кабулов.
Вот собственно такова краткая предыстория рождения нового музыкального коллектива. Сегодня в джаз–квинтете четыре музыканта с профессиональным образованием — это перспективный пианист Мурат Плиев, джазовая певица Нина Гатикоева, контрабасист Александр Дзигоев, саксофонист Петр Келехсаев и сам основатель группы.
— Какой формы работы придерживается квинтет? Музыку пишете сами или за основу берете произведения джазовых композиторов?
— Джаз — довольна серьезная и интеллектуальная музыка и не ошибусь, сказав, что она любит подготовленного слушателя, который должен уметь не только с легкостью ее воспринимать, но и почувствовать на каком-то очень тонком уровне духовное содержание произведения, все его грани. Джазмен никогда не останавливается на достигнутом, он в вечном поиске себя, поскольку эта музыка дает возможность свободно фантазировать.
В нашем случае, иногда свобода бывает настолько большой, что в нотах, во время репетиций, фиксируется только ритмическая формула, а порой просто жесты. Есть в нашем репертуаре произведения известного джазового композитора Джорджа Гершвина, инструментальные композиции Дюка Элингтона, Френка Синатры, Стиви Уандер в джазовой обработке. Но дело в том, что из этих сочинений мы берем всего лишь тему, которую сами затем развиваем. В джазе можно импровизировать до бесконечности, не нарушая гармонию и не выходя за рамки главной, заданной темы. Момент импровизации для каждого джазового музыканта — самое важное в его творчестве. Есть в нашей программе и композиции, написанные нами, их пока немного, но надеюсь, наш творческий портфель будет динамично пополняться.
— Джаз — довольно разноликий, динамичный и импровизационный жанр в музыке. Зародившись когда–то в результате синтеза западноафриканской и европейской музыки, он и по сей день продолжает развиваться, удивляя многочисленными течениями и стилями. Порой даже искушенному джазмену трудно определить принадлежность того или иного направления к джазу. Нередко неповторимое своеобразие ему придают этнические мотивы. В этой связи возникает вопрос, возможно ли, на Ваш взгляд, появление iron-jazz как нового явления в музыкальной жизни Южной Осетии?
— Скажу однозначно — возможно. Более того, джаз-квинтет может похвастаться тем, что в его репертуаре уже имеется около пяти джазовых композиций на мотивы осетинских народных песен.
Кроме того, у известного осетинского композитора Мурата Плиева, проживающего в Северной Осетии, уже есть несколько таких произведений. Их просто надо взять и сыграть.