23 ноября православная церковь отмечает День святого Георгия. Святой Георгий является одним из самых почитаемых святых в Осетии, очень много храмов, расположенных на территории Южной Осетии, посвящены святому Георгию. Среди них и строящаяся Красная церковь.
Почитание воинов – это отдельная тема в богословии
По словам отца Иакова, 23 ноября – День колесования святого Георгия отмечает весь православный мир. В этот день вспоминают сильнейшего и мужественного человека, который в истории церкви остался как несгибаемый христианин. Он не поклонился языческим богам, суете мира, а выбрал мир небесный, выбрал истинного Царя и Бога Иисуса Христа.
«Святой Георгий таким образом засвидетельствовал истину для всего мира. Он оставил неизгладимый след в истории человечества, и весь христианский мир чтит его подвиг.
Вообще, почитание воинов – это особая, отдельная тема в богословии и историческом наследии церкви. В числе святых мучеников особое место занимают воины-мученики. Воинами всегда были сильные, волевые люди, которые в некоторой степени обладали и властью. Они всегда были в почете», – говорит священник.
Как пояснил отец Иаков, в начале христианской эры, когда многие правители еще не были христианами, они устраивали гонения на православных людей. И вдруг появляется воин – молодой, красивый, сильный человек, который обращает оружие против гонителей Христа, сам являясь пока язычником.
«Своим поступком Георгий полностью изменил стереотип воина. Святой Георгий был полководцем, за свою храбрость и смекалку, истинное воинское служение он добился больших успехов в римской армии. Служил в войсках Диоклетиана. Кстати, по некоторым источникам, святая Нина была ближайшей родственницей святого Георгия.
Он стал яркой звездой, и первый из воинов повернулся навстречу гонению и твердо начал исповедовать веру Христову. Сегодня его поступок назвали бы сенсацией, говоря простым человеческим языком – это было потрясением основ мироустройства. Для правителя Георгий, его шаг к вере, было страшным явлением, так как существовала большая вероятность того, что и другие воины, видя стойкость Георгия, последуют за ним. И тогда языческий царь мог полностью потерять свою власть», – подчеркнул он.
В житие святого Георгия прописано, как его заставляли отречься от Христа. Священник считает, что просто убить было мало для них. Но вот склонить его и заставить отречься от Христа, для них стало бы победой. Но они не достигли своей цели. Мучения Георгия длились несколько месяцев, с 23 ноября до 6 мая.
«Именно поэтому дни святого Георгия отмечают несколько раз в году. Восточные христиане больше отмечают День памяти святого Георгия осенью, а Западные, и в их числе и осетины, проживающие в селе Коста Хетагурова (бывшее Лаба, Карачаево-Черкессия) весенний день памяти», – уточнил священник.
6 мая в селе Коста Хетагурова устраивается большой праздник. В древний аланский храм святого Георгия на горе Шоана, который величественно возвышается над селом Коста, съезжаются многочисленные паломники. Поэтому в православной культуре и сложились такие понятия как осенний Георгий и весенний Георгий», – отметил отец Иаков.
Святой Георгий и Уастырджы
Воины – христиане впоследствии стали великой силой, их подвиг многих укреплял в вере. Среди них святые Меркурий и Димитрий, воины Севастийские и т.д.
«Кстати, Меркурий был скифом. У осетин, испокон веков воинская доблесть всегда была одной из главных почитаемых качеств, и если брать образы святых, то наиболее близок к нам воин святой Георгий.
Что касается святого Георгия и Уастырджы, то я бы сказал, что это некое совмещение образов. Единственным схожим признаком можно считать фонетическое звучание, т.е. Уас Тарги – Уас Герги. Во всем остальном эти два образа являются совершенно разными.
К сожалению, произошел небольшой вульгаризм, и двух личностей многие начали объединять», – подчеркнул отец Иаков.
Святому великомученику Георгию, покровителю воинства, молятся о защите родной земли от иноплеменников, а также об охранении жизни воинов. Его почитание традиционно для осетин, так как святой Георгий был воином, непоколебимой веры в Бога, непоколебимой воли, храбрости.
«Хочу поздравить всех жителей нашей Республики с праздником Святого Георгия Победоносца.
Дай Бог, чтобы наш народ был освобожден от страстей, суеты, от внешних и внутренних врагов, чтобы наша Родина процветала и национальный праздник – День святого Георгия всегда приносил радость, любовь друг к другу. Хочется, чтобы народ объединялся и примером для подражания стал стойкий воин, верный во Христе святой Георгий», – пожелал священник.
Из жития святого Георгия
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности – Берит) у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но он мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри.
Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. По некоторым преданиям, недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
Святой Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием».
Для справки: В семи километрах к северу от города Карачаевска, на горе Шоана, среди живописных скал прямо над пропастью возвышается уникальный памятник истории и архитектуры — Шоанинский храм, один из красивейших храмов средневековой Аланской епархии. Паломники и туристы, путешествующие по Карачаево-Черкесии, могут подняться к святыне, поставить свечку и ударить в колокол, висящий в беседке рядом с храмом.
По словам историков, храм был воздвигнут аланами в конце X века, в период интенсивной миссионерской деятельности Византии, но еще раньше здесь находилось одно из святилищ нартов. Название горы и самого храма происходит от карачаево-балкарского слова «чуана». Именно так называли свои святилища герои Нартского эпоса.
«Христианские миссионеры стремились построить храмы в местах концентрации различных языческих святилищ, идолов и прочих почитаемых мест, что, с точки зрения средневекового человека, должно было символизировать победу истинной веры над суевериями и язычеством. Анало-гичные явления можно проследить на всех территориях, где распространилось христианство. Но это также свидетельствует о существовании вековой этнокультурной преемственности между современным и средневековым населением предгорных и горных районов нашего региона, – цитирует слова сотрудника Института археологии РАН Онгара Чагарова сайт — «Это Кавказ».
Строительство Шоанинского храма относится к тому же периоду массового крещения Западной Алании, когда появились и знаменитые Нижне-Архызские храмы, и полуразрушенный Сентинский храм в Нижней Теберде. По мнению археологов, Шоанинский храм, выполненный в классическом византийском стиле, возвели строители из соседней Абхазии. Там есть похожие по архитектуре храмы. А для самой Византии подобный стиль храмовой архитектуры к X веку считался уже устаревшим. Крестово-купольное здание размерами 12,9 на 8,9 метра сложено из камня, добытого здесь же, на берегах реки Кубань.
С середины XIX века у подножия горы образуется осетинское село. Осетины переселились сюда при Александре II, когда малоземельным крестьянам стали массово раздавать землю. Инициатором и руководителем переселения был Леван Хетагуров — отец знаменитого осетинского поэта и просветителя Коста Хетагурова, имя которого ныне носит село.
В советские годы храм стоял в запустении, но потом силами верующих был очищен от мусора и приведен в порядок. В одном из притворов рядом с иконами висят старые фотографии, по которым можно проследить историю храма последних двух веков.
Сегодня храм снова ожил, и сюда вновь потянулись люди. Богослужения в Шоанинском храме осуществляются, но не регулярно, из-за того, что там нет отопления. Зимой — очень холодно. Первое в году богослужение проводится 6 мая – в День памяти святого Великомученика Георгия Победоносца. Это престольный день храма.